Грипп в фотографии что это


При оценке фотографического снимка используется несколько критериев, определяющих его качество. Если не обращать внимания на сюжет и композицию, то можно отметить правильную цветопередачу, яркость и контрастность снимка, а так же резкость или чёткость отельных деталей. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) является не только параметром, определяющим качество фотографии, но и инструментом фотохудожника. Статья будет полезна начинающим фотографам и поможет разобраться в том, что такое ГРИП и на что она влияет.

Резкость в фотографии


Из законов оптики известно, что любая оптическая конструкция, состоящая из одной или нескольких линз, не в состоянии одинаково резко отображать все предметы, которые находятся от наблюдателя на разном расстоянии. Существует такое понятие, как точка фокусировки. Объектив фотоаппарата наводится на конкретный объект, при этом все объекты, расположенные на одинаковом расстоянии (глубине) от фотографа получатся одинаково резкими. Чем дальше или ближе объект расположен от точки фокусировки, тем более размытыми (менее резкими) будут его контуры.

Глаз человека может воспринимать размытость контуров изображения неоднозначно, поэтому предметы находящиеся близко от точки фокуса будут восприниматься так же резко, как предмет находящийся точно в точке фокусировки. В оптике нет чёткого перехода от резкого изображения к нерезкому, а изменения чёткости изображения могут быть настолько малы, что глаз, до определённого предела, их не замечает. Из этого можно сделать вывод, что глубина резкости – понятие субъективное и условное. Речь может идти о точной фокусировке на объект, обладающий бесконечно малой толщиной.

От чего зависит глубина резкости


Интервал, в пределах которого все объекты кажутся одинаково чёткими, с выраженными контурами, в фотографии называется глубиной резко изображаемого пространства. Этот параметр определяется следующими факторами:

  • дистанцией до фотографируемого предмета;
  • фокусным расстоянием объектива;
  • значением диафрагмы объектива.

Фотографы знают, что чем ближе снимаемый объект, тем меньше глубина резкого пространства. Если объект снимать с одной и той же диафрагмой, но на разных дистанциях, разница будет очень заметной. Удалённый пейзаж будет иметь большую глубину, чем группа близко расположенных предметов. Эффект ограниченного интервала резкости хорошо заметен при макросъёмке. В этом случае предмет фотографируется с очень близкого расстояния, при этом глубина резкости оказывается минимальной. Она может быть всего несколько миллиметров, поэтому объекты, смещённые от точки фокусировки даже на такое расстояние, получатся сильно размытыми. В фотографии рассматривается ближняя граница зоны пространства, и дальняя граница. Расстояние между этими точками называется зоной резкости. Считается, что все предметы расположенные внутри этих границ изображаются одинаково чётко. От оптических параметров объектива и условий, при которых осуществляется съёмка, меняется интервал между этими границами.

Фокусное расстояние оптики, оказывает большое значение на глубину резкости. Если снимать человека с дистанции 4,5 метра объективом 28 мм, то зона резкого изображения будет находиться в интервале от 3 до 7,5 метров. Работа с объективом 50 мм сократит размеры зоны до полутора метров между расстояниями 4 и 5,5 метров. Длиннофокусный объектив 135 мм допускает ещё меньшую протяжённость резкого пространства. Это будет короткий отрезок между 4,3 и 4,7 метра.


В качестве объекта съёмки можно использовать, снятую под небольшим углом, протяжённую ограду так, чтобы она пересекала все поле кадра. Съёмка ведётся с одного расстояния и разными величинами диафрагмы. При необходимости, сильное диафрагмирование объектива (f/22, f/32), нужно компенсировать увеличением выдержки. На снимках хорошо заметно, что при маленьких значениях диафрагмы от f/2,0 до f/4,0 глубина резкости будет очень небольшой и чёткими будут только элементы в короткой зоне. При уменьшении (зажатии) отверстия диафрагмы объектива до f/8-f/11 пространственная глубина заметно возрастёт. При обычной фотосъёмке редко используются крайние положения диафрагменной шкалы. Если объектив открыт полностью, то на изображении будут очень заметны оптические искажения, определяемые кривизной оптических стёкол.

Глубина резкости в разных видах съёмки


Глубина резкости считается одним из важнейших инструментов при выполнении креативных фоторабот. Варьируя границы зоны резкости можно получить оригинальные фотоработы. Когда предмет имеет крохотные размеры, а снять его нужно крупно, используют самое маленькое расстояние до объекта съёмки. Оперируя диафрагмой можно сделать интересные и уникальные фотографии. Величины f/8-f/16 позволят получить с высокой резкостью большое количество мельчайших деталей, что необходимо при пейзажной съемке. Если открыть объектив несколько больше, то можно добиться интересного эффекта, когда слегка расфокусированный снимок похож на рисунок, выполненный акварельными красками.

При портретной съёмке многое зависит от замысла фотографа. Если нужно снять только лицо крупным планом, без каких-либо отвлекающих деталей, то фон должен быть размыт. В этом случае фокусировать фотоаппарат следует на глаза. Именно они считаются наиболее выразительной частью портрета и фокус должен быть идеально точным. При расположении модели в 3/4 (три четверти), фокусировка осуществляется на ближний к фотографу глаз, он будет в наибольшей резкости. Иногда чтобы подчеркнуть профессиональную принадлежность модели, сзади и сбоку можно поместить некоторые предметы. Они могут быть немного не в фокусе, но их должно быть хорошо видно.

Читайте также:  Грипп в россии


При съёмке групповых портретов фокус наводится на первый ряд участников. Размытый передний план полностью нарушает концепцию групповой съёмки, поэтому диафрагма в таких случаях устанавливается в пределах f/8-11, а объектив желательно использовать с фокусом 35-50 мм. Такие же значения используются при съёмке пейзажей, поскольку диафрагмирование объектива в этих пределах является оптимальным соотношением между глубиной резкости и другими характеристиками фотоснимка. На пейзажных фотографиях обычно имеется большое количество предметов, расположенных на разных дистанциях от фотографа и все они должны быть резкими. Исключение составляют кадры, когда размытый задний план необходим для акцентирования внимания на доминантной части снимка.

Многие начинающие фотографы используют только автоматическую фокусировку, не думая о том, что приобретение опыта заключается, прежде всего, в ручных настройках фотоаппарата. Нужно часто и много снимать, меняя условия съёмки, сюжеты и параметры настроек. При определении глубины резкости нужно помнить, что протяжённость резкого пространства, находится в диспропорции относительно точки фокусировки. Одна треть этого интервала расположена до точки и две трети после.

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, далее глубина резкости) — это зона, при нахождении в которой объекты в кадре выглядят достаточно резкими.

Глубина резкости — один из важнейших инструментов в фотографии. Она позволяет акцентировать внимание зрителя на объекте съёмки и управлять этим вниманием на второстепенных объектах.

Теперь обо всём по порядку

Минимальная ошибка в фокусировке приводит к браку, и будет неважно, снимаете ли вы крупным планом портрет или человека в полный рост. Нерезкость настолько бросается в глаза, что её легко видит даже неискушённый зритель.

Если вы снимаете портрет крупным планом, лучше всего фокусироваться на глаза. Глаза — это показатель резкости — если они окажутся вне фокуса, то весь портрет очень сильно проиграет.

Отделение объекта съёмки от фона

Подбор оптимальной глубины резкости позволяет визуально отделить снимаемый объект от фона. Фон, попадающий в зону нерезкости, размывается до такой степени, чтобы не отвлекать зрителя от главного героя.

Управление глубиной резкости

Как вы знаете, глубина резкости напрямую зависит от значения диафрагмы. Однако существуют ещё два фактора, влияющих на ГРИП — расстояние до объекта съёмки и фокусное расстояние объектива.

Понимание того, как влияют эти факторы на изображение, и их грамотное комбинирование развязывает вам руки при создании композиции с нужной глубиной резкости.

Давайте рассмотрим три этих фактора в порядке их важности для изображения.

Диафрагма

Диафрагма — самый важный фактор, который мы можем изменять в широком диапазоне значений.

Как вы знаете, чем больше открыта диафрагма (меньше число f), тем меньше глубина резкости. И наоборот.

Максимальные значения диафрагмы зависят от вашего объектива. Фиксы позволяют открывать диафрагму до значений 2,0, 1,4 и даже 1,2. При таких значения попасть в резкость весьма не просто.

Использование крайних значений диафрагмы нежелательно, так как большинство объективов показывают свои наилучшие характеристики в примерном диапазоне F:8 — F:16. Поэтому, снимая на диафрагме F:1,4, будьте готовы не только к минимальной глубине резкости, но также к большим хроматическим абберациям и невысокой резкости.

На первое время советуем воспользоваться он-лайн калькулятором ГРИП.

Фокусное расстояние

На глубину резкости влияет и фокусное расстояние.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости при прочих равных параметрах съёмки.

Например, условия съемки: диафрагма 8,0, расстояние до объекта съёмки 2 метра.

Фокусное расстояние 12 мм 24 мм 50 мм 85 мм 105 мм 200 мм
Глубина резкости 62 см — ∞ 314 см 51 см 17 см 11 см 3 см

Таким образом, если вам нужно размыть фон в кадре и при этом снимать на той же диафрагме, вы можете использовать более длиннофокусную оптику.

Расстояние до объекта

Расстояние до объекта съёмки так же влияет на глубину резкости, как и фокусное расстояние.

Чем ближе вы находитесь к объекту съёмки, тем меньше глубина резкости.

По этой самой причине, съёмка макрообъектов затрудняется минимальными значениями глубины резкости. Например, при фокусном расстоянии 60 мм, диафрагме f/22 и расстоянии до объекта 15 см глубина резкости составит всего 0,33 см, то есть 3,3 мм.

Расстояние от камеры до объекта измеряется от плоскости матрицы; для этой цели на большинство фотокамер нанесён специальный символ — перечёркнутая окружность, указывающий на плоскость матрицы или плёнки.

Например, условия съемки: диафрагма 8,0, фокусное расстояние 85 мм.

Расстояние 0,2 м 0,5 м 1 м 5 м 10 м 15 м
Глубина резкости 0,1 см 0,92 см 4 см 1,1 м 4,61 м 11,12 м

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние также влияет на глубину резкости. Это самое короткое расстояние (до точки фокусировки) при котором бесконечность попадает в зону ГРИП. Если установить объектив на гиперфокальное расстояние, то глубина резкости будет от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

Читайте также:  Вирус гриппа с сыпью

Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 24 мм и диафрагмой f/11 гиперфокальное расстояние составит 1,5 метра. При фокусировке на точку, расположенную на данном расстоянии, все объекты в пределах от 75 см до бесконечности будут находиться в фокусе.

Вывод

Используя эти знания, вы можете легко подбирать необходимое сочетание диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до объекта для реализации любых ваших задумок.
Для упрощения такого подбора на большинство дискретных объективов нанесена шкала глубины резкости, с помощью которой вы легко сможете подобрать необходимое сочетание параметров съёмки.

Например, если вы снимаете модель с расстояния 15 метров и хотите получить размытый фон, вам достаточно взять объектив с фокусным расстоянием 200 мм и открыть диафрагму до значения f/4,0. Глубина резкости при таких параметрах составит 89 см.

Что это такое? Что попадет в резкость на фото, а что окажется не в фокусе? Как размыть фон на фотографии?

Что такое глубина резкости?

Наверняка вы замечали, что фотоаппарат может сфокусироваться только на определенной дистанции, а всё, что находится перед или за местом фокусировки, оказывается размыто. Почему так? Во всем виноваты законы физики и оптики. Важно понимать, что объектив всегда фокусируется на определённой дистанции, а не на конкретном объекте съёмки. В этом легко убедиться: все предметы, находящиеся на что же дистанции, что и объект съёмки, окажутся тоже резкими.

Простое представление о глубине резкости.

Глубиной резкости изображаемого пространства (ГРИП) называется диапазон расстояний на снимке, в котором предметы воспринимаются как резкие.

Мы видим, что в этом определении говорится лишь о восприятии изображения человеком. Глядя на любое фото, мы сможем легко заметить, что четких границ у резкого и не резкого изображения не существует. Резкость плавно переходит в нерезкость, и каждый наблюдатель может сам в зависимости от своего восприятия проводить черту между резким и не резким в кадре.

На фотографии нет четких границ между резким и не резким: переход осуществляется плавно.

Дело в том, что только на дистанции фокусировки объектив дает максимально резкое изображение (в точке фокуса). Всё, что находится на других дистанциях, постепенно размывается, по мере отдаления от дистанции фокусировки. Сразу отметим, что при определении ГРИП во время съемки фотограф опирается прежде всего на свои глаза и опыт. В следующей статье мы поговорим и о том, как рассчитывают глубину резкости с высокой точностью и какие для этого существуют инструменты .

А пока я предлагаю обсудить как и, главное, для чего изменять глубину резкости. Ведь ГРИП — важный творческий инструмент, с которым должен уметь работать каждый фотограф.

От чего зависит глубина резкости?

Глубину резкости можно регулировать: увеличивать и уменьшать. За это отвечают следующие параметры

  • Дистанция до точки фокусировки: чем больше дистанция, тем глубина резкости больше, фон и передний план будут становиться резче. Чем дальше вы находитесь от объекта, на котором фокусируетесь, тем глубина резкости будет больше. Сравним кадры, сделанные при одинаковых параметрах, но на различной дистанции до объекта съемки:

При малой дистанции съемки и глубина резкости будет небольшой.

При большой дистанции съемки и глубина резкости будет большой. При тех же параметрах съемки, что в случае с левым кадром, в резкость попал весь Кремль.

  • Фокусное расстояние объектива: чем фокусное расстояние больше, тем глубина резкости меньше.

Сравним снимки, сделанные с одинаковой дистанции, но при разных фокусных расстояниях, при разном угле обзора.

Кстати, поэтому на компактных аппаратах фон размыть сложнее, нежели на зеркалках. Объективы компактов имеют достаточно короткое фокусное расстояние (чтобы дать нужный угол обзора при использовании маленькой матрицы). Оттого глубина резкости на компактах получается значительно больше и фон хуже размывается.

  • Диафрагма: чем более открыта диафрагма, тем глубина резкости меньше. Cравните кадры, сделанные при разных диафрагмах:

Чем сильнее закрываем диафрагму — тем больше глубина резкости.

Как правило, во время съемки глубину резкости регулируют именно за счет изменения диафрагмы. Ведь фокусное расстояние и дистанцию съемки зачастую поменять сложнее.

Когда необходима большая глубина резкости?

Во многих случаях нужна достаточная глубина резкости, чтобы в нее вошел весь наш сюжет. Прежде всего на ум приходит пейзажная съемка. Ведь при съемке пейзажа хочется показать резко как передний, близкий к нам план, так и фон. Поэтому пейзажи, как правило, снимаются на закрытых диафрагмах. Обычно значения диафрагмы при съемке пейзажа варьируются в районе от F8 до F16.

На переднем плане — красивый камень, на заднем — живописные горы. Конечно, хочется сделать резким и то, и другое. Поэтому фотограф закрыл диафрагму, тем самым добившись нужной глубины резкости.

Исключения могут составлять разве что пейзажи без близкого переднего плана, когда все объекты от нас сильно удалены. А раз дистанция съемки велика, значит и диафрагму закрывать не обязательно.

Читайте также:  Профилактика орви у грудничков при контакте с больным

В данном пейзаже все предметы сильно удалены от фотографа, находятся на большой дистанции. Значит, данный кадр можно снимать на открытой диафрагме. Я для съемки выбрал диафрагму F6.3

Вообще, прикрывать хоть немного диафрагму приходится почти всегда, когда мы имеем дело с многоплановой композицией. Даже если это не пейзаж, а групповой портрет или съемка предметов. Кстати, именно при коммерческой съемке предметов (для фотостоков, для каталогов) часто требуется прикрыть диафрагму, чтобы наш объект полностью попал в глубину резкости. Ведь если мы снимаем мелкие вещи с близкой дистанции, глубина резкости может быть очень маленькой. При коммерческой предметной съемке полная резкость предмета — важное требование, предъявляемое к фотографиям. А вот в творческой съемке предметов можно играть с диафрагмой и глубиной резкости как захочется.

Пример съемки предметов с малой и с большой глубиной резкости. Кстати, о том как снят этот натюрморт, вы можете узнать из выпуска рубрики “Как это снято”.

На очень малых дистанциях производится и макросъемка. Поэтому, чтобы малюсенький цветочек, жучок или ювелирное изделие было достаточно резким, диафрагму закрывают, причем весьма значительно. При макросъемке часто пользуются диафрагмами от F16 и даже более закрытыми. Многие макрообъективы, например Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor, позволяют закрыть диафрагму аж до значения F32 (для обычных объективов значение минимальной диафрагмы колеблется обычно в пределах F16-F22)

Пример макросъемки: капля скатывается по лепестку розы. Кадр сделан макрообъективом Nikon AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED. Дистанция съемки весьма мала (несколько сантиметров). Как видите, глубина резкости не так уж велика: в нее вошла лишь сама капля и края лепестка. Однако даже для такой небольшой ГРИП пришлось закрыть диафрагму до F18.

Почему диафрагму не принято закрывать до самого предела?

Вообще, отвечая на этот вопрос, стоит сразу сказать, что максимальную резкость в точке фокусировки объективы обычно дают на диафрагмах F8-F11. При более закрытых значениях глубина резкости продолжает увеличиваться, но детализация начинает постепенно падать, заметно снижаясь при приближении к максимальным значениям. Тут сказывается и явление дифракции. Поэтому, чтобы не портить резкость изображения, фотографы за редкими исключениями (например макросъемки), предпочитают не снимать на диафрагмах типа F22, F32.

Когда необходима маленькая глубина резкости?

Малая глубина резкости как правило нужна тогда, когда мы хотим выделить объект съемки резкостью, а остальной фон размыть. Конечно же, речь идет прежде всего о портретной съемке. В портрете фон размывают для того, чтобы ничто нас не отвлекало от главного героя кадра — человека.

А многим очень нравится просто делать снимки с размытым фоном, играя с боке (рисунок с “кружочками” в зоне нерезкости). Таким образом можно снимать почти всё, что угодно: цветок на клумбе, красивый фонарь в городе, кулинарное изделие или куклу.

Пример съемки предмета на открытой диафрагме с размытым фоном.

Как размыть фон на фотографии?

Чтобы красиво размыть фон на фотографии и получать красивое боке, достаточно понять, что размытый фон — это следствие малой глубины резкости. А теперь мы уже знаем, как ее уменьшают и увеличивают — с помощью диафрагмы, фокусного расстояния объектива и выбора дистанции съемки.

Если мы снимаем с малой глубиной резкости, то всё, что не вошло в нее, окажется размытым, включая и фон.

Для съемки с малой глубиной резкости на зеркалки и беззеркалки, как правило, используют светосильные объективы с фокусным расстоянием более 35 мм на открытой диафрагме, снимая с не очень большой дистанции. Отличным выбором для фотографирования с размытым фоном станут телеобъективы вообще и портретная оптика в частности. В качестве примера объективов, которые красиво размывают фон, приведем Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor, Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor и Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor.

А вот при использовании компактнных камер и камер системы Nikon 1, фон будет размыть сложнее: поскольку в них установлена меньшая по размеру матрица, то для получения должного угла обзора, используется оптика с гораздо более коротким фокусным расстоянием. А мы знаем, что чем короче фокусное расстояние — тем глубина резкости больше и тем сложнее размыть фон. Впрочем, попытаться размыть фон можно и на компактной камере. Для этого лучше всего снимать на максимальном зуме (то есть на максимальном фокусном расстоянии объектива) и с очень короткой дистанции.

В следующей статье мы познакомимся с тем, как точно рассчитать глубину резкости и как сделать так, чтобы весь кадр стал резким. Оставайтесь с нами!

Читайте также:
Adblock
detector