Картотека дыхательной гимнастики во второй младшей группе

Юлия Альбекова
Картотека дыхательной гимнастики во второй младшей группе

Картотека дыхательной гимнастики

во второй младшей группе

Подготовили: Альбекова Ю. В.

2019– 2020 учебный год

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И. п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.


Дидактическое пособие для упражнений дыхательной гимнастики Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные.

Картотека дыхательной гимнастики для детей младшего возраста Как мыши пищат? Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания. Оборудование: игрушка мышка. Мышка вылезла.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Ржевская Анастасия Иннокентьевна

НОМЕРА И НАЗВАНИЯ:

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вниз (выдох) ,
Крепче ты, дружок, держись.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.

Читайте также:  Собака не спит ночью тяжело дышит

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

НОМЕРА И НАЗВАНИЯ:

  • Ржевская Анастасия ИннокентьевнаНаписать 268 22.10.2019
Читайте также:  Какое первое действие выполняется при сердечно легочной реанимации

Номер материала: ДБ-752146

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    22.10.2019 538
    22.10.2019 95
    22.10.2019 41
    22.10.2019 35
    22.10.2019 506
    22.10.2019 34
    22.10.2019 31
    22.10.2019 44

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Правильное дыхание является профилактикой различных болезней, в том числе и простудных, с которыми сталкиваются многие дошкольники, посещающие детский сад. Особенно актуальна эта проблема для малышей 1,5–4 лет, то есть воспитанников первой и второй младшей группы в период адаптации. Отдельного внимания заслуживает элемент коррекционной работы, направленный на укрепление здоровья детей, а именно: система упражнений для правильного дыхания или дыхательная гимнастика.

Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников

Блок упражнений, направленный на развитие умения управлять своим дыханием, называется дыхательной гимнастикой. Практикующие йоги утверждают, что привычку дышать ртом можно считать столь же неестественной, как кушать через нос. Однако из-за частого насморка, проблем с аденоидами многие малыши дышат ртом. Дыхательная гимнастика приучает детей дышать и носом.

Дыхательные упражнения благотворно влияют на работу бронхов и лёгких малышей

Целями проведения упражнений для правильного дыхания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) вне зависимости от возраста воспитанников являются:

  • укрепление физического и психического здоровья;
  • повышение работоспособности малышей;
  • тренировка дыхательной мускулатуры;
  • развитие артикуляционного аппарата (для малышей, которые только осваивают речь, очень важно вырабатывать правильное произношение звуков);
  • развитие умения управлять своим телом;
  • воспитание потребности в ЗОЖ.

Для реализации этих целей решается ряд задач, которые также являются универсальными. Отличия в зависимости от возраста детей могут быть лишь в приоритетности тех или иных аспектов. Итак, основными задачами проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах являются:

  • формирование способности управлять своим дыханием — варьировать силу, ритм и глубину вдоха и выдоха (к примеру, медленный выдох помогает расслабиться, справиться со вспышками раздражительности или грусти, что особенно важно для малышей первой младшей групп, тяжело переживающих утреннее расставание с мамой);
  • развитие навыков правильного звукопроизнесения;
  • обогащение крови кислородом;
  • тренировка дыхательной мускулатуры;
  • предотвращение разрастания аденоидов;
  • защита от переохлаждения (дети учатся дышать носом, что предотвращает заглатывание холодного воздуха ртом);
  • воспитание умения слаженно работать в коллективе (игровая форма проведения дыхательной гимнастики в младших группах представляет собой один из основных способов приобщить малышей к занятию единым видом деятельности).

Это интересно. Для правильной речи самым важным является умение делать плавный выдох, обеспечивающий чёткость артикуляции звуков.

Правила проведения дыхательной гимнастики

Проведение дыхательных упражнений в младших группах основывается на требованиях к организации этого вида работы, обозначенного в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС):

  • Выполнять упражнения можно не раньше, чем через час после еды.
  • Гимнастика для дыхания в первой и второй младших группах проводится трижды в неделю в течение 5 минут с 2–3 повторами комплекса из 2–3 упражнений.
  • Работа также может организовываться в заключительной части физкультпаузы (тогда длительность выполнения упражнений сокращается до 1 минуты) или вместо неё в процессе занятия, на прогулке, если этому способствуют погодные условия, а также при проведении утренней зарядки или гимнастики после сна.
  • Помещение должно быть предварительно проветрено, однако воздух не должен быть холодным.
  • Вдохи и выдохи должны быть плавными, нерезкими.
  • Мышцы шеи, плечевого пояса и груди не должны быть напряжены.
  • Перед проведением гимнастики детям нужно высморкаться.
  • Если малыш плохо себя чувствует, то от выполнения дыхательных упражнений его лучше освободить.

Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ

Для малышей 1,5–4 лет актуальными будут упражнения на:

Дошкольники с удовольствием сдувают бумажную бабочку с цветка или заставляют её летать по кругу

Дыхательная гимнастика в детском саду проводится в форме игры, но для её организации не обойтись и без других приёмов взаимодействия с малышами.

Тренировка ритма вдоха и выдоха позволяет отрабатывать звуки, что имеет существенное значение для ребят младших групп, которые только начинают говорить, и произношение звуков у них нечёткое. Но важность словесных приёмов этим не ограничивается, так как:

Перед выполнением упражнения можно прочитать малышам тематическое стихотворение или загадать загадку

В младших группах дыхательная гимнастика сопровождается иллюстрациями, связанными с названием упражнения, а не схемами его выполнения, как это будет в старшем дошкольном возрасте. Кроме того, наглядность в контексте проведения гимнастики для дыхания представлена приёмом демонстрации: педагог обязательно показывает порядок выполнения упражнения и повторяет его до тех пор, пока все дети не будут выполнять упражнение правильно.

Придать полноценную игровую форму проведению дыхательных упражнений помогут атрибуты. Исходя из своего опыта, могу сказать, что для такого несложного реквизита я завела специальную шкатулку, интерес к которой также мотивирует ребят на активное участие в играх. Вот несколько примеров тренажёров для дыхательной гимнастики.

Варежки можно украсить оригинальными аппликациями

  • шаблоны варежки, снежинок;
  • клей;
  • картон;
  • скотч;
  • ножницы;
  • нитки, иголка.
  1. Вырезаем шаблон варежки, приклеиваем его на картон.
  2. Ламинируем его или обклеиваем широким скотчем.
  3. Вырезаем шаблоны снежинок, приклеиваем их на картон.
  4. С помощью нитки и иголки крепим снежинки на варежки.
Читайте также:  Ожог верхних дыхательных путей лечение

Дети сдувают снежинки с варежки, тренируя направленность струи воздуха.

Тренажёр с бабочками изготавливается по аналогии с варежками

По аналогии можно сделать солнышко, закрытое тучами, лягушек, сидящих на кувшинках, грибы, спрятанные под листочками и т. п.

Малыши с удовольствием наблюдают за тем, как из чашки выходит пар

  1. Вырезаем чашку, приклеиваем на картон.
  2. Ламинируем её или обклеиваем скотчем.
  3. Оставив цельным один край, нарезаем прозрачный пакет на полоски для имитации пара.
  4. Приклеиваем к чашке.

К этой группе относятся творческие способы переосмысления содержания того или иного образовательного материала. В нашем случае рисунки, аппликации, поделки могут быть связаны с названием упражнения, а точнее, с рифмовкой, с помощью которой оно было детям представлено.

Комплексы дыхательных упражнений для первой и второй младших групп

Изучение пользы дыхательной гимнастики для разных сфер развития малышей является причиной появления довольно большого количества авторских методик:

В первой и второй младших группах для составления картотеки заданий педагог берёт упражнения разных видов (за исключением комплекса Фролова), представляя их в форме игр на дыхание.

В одном комплексе должны сочетаться упражнения разных видов

Методика проведения упражнений на дыхание в первой и второй младших группах

Поскольку задачи проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах отличаются лишь отдельными аспектами, методика проведения упражнений единая.

В методической литературе можно найти несколько подходов к проведению дыхательной гимнастики с детьми 1,5–3 лет. Одни специалисты настаивают на том, что поскольку малышам этого возраста сложно действовать осознанно, дыхательные упражнения с воспитанниками первой младшей группы проводить не стоит. Специалисты, занимающиеся разработкой систем упражнений, наоборот, настаивают на том, что начинать работу в этом направлении нужно как можно раньше. А есть те, кто находит компромисс в этих мнениях и советует начинать занятия дыхательной гимнастикой в 2 года. Последний подход является базовым для большинства детских садов в нашей стране.

Что касается составления картотеки, то она основывается на упражнениях на звукоподражание и правильную артикуляцию звуков. Такой подход отражён в картотеке упражнений для дыхания воспитателя Нечаевой А.В. Ещё один пример картотеки представлен в работе воспитателя из московской области Гаврилиной И.В.

Картотеки дыхательных упражнений во второй младшей группе и методика их проведения

Во второй младшей группе задания становятся более динамичными, подключаются движения туловищем, конечностями. Ознакомиться с картотекой упражнений для второй младшей группы можно в работе воспитателя Кузнецовой Е.Ю.

По большей части картотеки упражнений для детей 1,5–3 лет и 3–4 лет универсальны. Например, в публикации воспитателя из нижегородской области Ширшовой И.В. представлены задания для младших дошкольников.

В комплекс дыхательной гимнастики во второй младшей группе добавляются движения конечностями и туловищем, поэтому упражнения обычно выполняются стоя

Регулярное выполнение ряда дыхательных упражнений в младшем дошкольном возрасте является отличным способом коррекции и профилактики логопедических проблем у воспитанников ДОУ.

На выполнение дыхательной гимнастики в обеих младших группах, если она проводится самостоятельным элементом образовательного процесса, как уже было отмечено, выделяется 5 минут. Работа распределяется между тремя этапами:

  1. Вводная часть — педагог мотивирует ребят на выполнение (загадкой, стихотворением или предложением поиграть от лица сказочного персонажа) — 1 минута;
  2. Основная часть — педагог показывает порядок выполнения движений одного упражнения, дети повторяют, затем воспитатель даёт образец следующего, малыши повторяют — 2 минуты;
  3. Заключительный этап — дети повторяют весь комплекс целиком, педагог оценивает работу — 2 минуты.

Если дыхательное упражнение является частью физкультминутки на занятии, то на его проработку выделяется около 1 минуты, причём дети либо сами выполняют задание, либо совместно с педагогом, если движения ещё не заучены.

Автор Василишин Н. А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск
Вводный этап В.: Ребята, давайте отгадаем загадки, которые нам подготовил Незнайка.

  • Крылья есть, есть нос и хвост,
    Но, поверьте, я непрост.
    Есть моторы у меня —
    Очень быстрый я, друзья.

Ответы детей.
В.: Да, верно, самолёт…>

Основная часть Заключительный этап В.: Ребята, давайте покажем Незнайке, как мы запомнили все его упражнения.
Дети повторяют упражнения, педагог хвалит малышей.

Дыхательные упражнения часто проводятся на музыкальных занятиях

Дыхательные упражнения являются обязательной частью учебно-воспитательного процесса в первой и второй младших группах детского сада. Этот вид работы направлен на сохранение и укрепление здоровья малышей, а также помогает развивать и укреплять речевой аппарат, что имеет ключевое значение для освоения воспитанниками речи. Дыхательная гимнастика может проводиться самостоятельно, а может быть частью физкультпаузы на занятии, при этом методика её проведения с детьми 1,5–3 лет и 3–4 лет одинакова.

Читайте также:
Adblock
detector