Методы диагностики туберкулеза у детей

Туберкулез – заболевание, с которым человечество знакомо уже очень давно, и за это время оно успело достаточно хорошо его изучить. Однако в связи с полиморфизмом болезни диагностировать ее удается достаточно поздно, особенно у детей. В статье мы разберем вопросы туберкулинодиагностики и как можно заподозрить туберкулез у детей на ранней стадии.

Анамнез и жалобы

Диагностика туберкулеза, как и любого другого заболевания, начинается со сбора анамнеза и выяснения жалоб пациента. У детей этот процесс представляет особую сложность, что связано с низкой специфичностью симптомов заболевания, которые часто сходны с проявлениями обычных острых респираторных заболеваний.

При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на следующие факты:

  • перенесенные ранее заболевания (особенно туберкулез!);
  • контакт с больным туберкулезом (человеком/животным);
  • социальный статус (бездомный, сирота);
  • находился ли в местах лишения свободы или контактировал с бывшими заключенными;
  • болеют ли туберкулезом (или болели ранее) родственники;
  • состоит ли ребенок на учете в противотуберкулезном диспансере;
  • результаты реакций с туберкулином;
  • результаты флюорографии.

При положительном ответе хотя бы на один указанных выше пунктов ребенок попадает в группу повышенного риска заражения туберкулезом. Если врач заподозрил заболевание у ребенка, то дальше он действует по следующему алгоритму:

Жалобы ребенка при туберкулезе являются неспецифическими, поэтому редко наводят врача на мысль о правильном диагнозе при первом же обращении. Дети редко предъявляют жалобы, чаще всего родители начинают замечать изменения в их поведении.

В большинстве случаев детский туберкулез дебютирует синдромом интоксикации, для которого характерны:

  • повышенная утомляемость и слабость;
  • капризность;
  • нарушение сна;
  • раздражительность;
  • снижение внимания и памяти.

Все это приводит к неадекватному поведению в обществе, снижению успеваемости в школе, ухудшению взаимоотношений с родителями и сверстниками.

Кроме того, интоксикация может приводить к нарушениям пищеварения и пищевого поведения. У ребенка может наблюдаться снижение аппетита, диспепсические расстройства (тошнота, рвота, диарея), а в некоторых случаях он может и вовсе отказываться от еды. Нарушения питания в совокупности с интоксикационным синдромом приводят к задержке физического и умственного развития ребенка, снижению массы тела.

К симптомам, которые наиболее часто встречаются у детей в дебюте туберкулеза, можно также отнести:

  • незначительное повышение температуры тела (37-38 о С);
  • повышенная потливость (особенно ночью);
  • боли в суставах;
  • головные боли;
  • нарушения менструального цикла (у девочек);
  • боли в сердце (реже).

Однако, несмотря на неспецифический характер симптомов и их низкую диагностическую ценность, существует ряд клинических критериев, на основании которых можно заподозрить туберкулез у ребенка:

  • длительный кашель (3 недели и более);
  • отделение крови вместе с мокротой (кровохарканье);
  • длительная боль в грудной клетке (3 недели и более);
  • длительная лихорадка (3 недели и более).

Подробнее о симптомах туберкулеза у детей>>

Объективное обследование

При физикальном обследовании необходимо обратить внимание прежде всего на состояние ребёнка. В большинстве случаев оно удовлетворительное, но при острых процессах может значительно ухудшаться. Внешний вид и физическое развитие страдают только при длительно текущих хронических процессах. В этом случае может наблюдаться:

  • потеря массы тела;
  • превышение нормы роста (иногда наблюдается отставание).

Чаще всего больные дети имеют высокий рост и низкую массу тела.

Во время осмотра кожа бледная с серым оттенком.

Необходимо осмотреть плечо ребенка для выявления наличия или отсутствия рубца от БЦЖ, чтобы уточнить, проводилась ли прививка.

Патогномоничными симптомами туберкулеза являются:

  • Изменение дистальных фаланг пальцев в виде барабанных палочек и ногтевых пластинок в виде часовых стёкол. Данный симптом важен для диагностики и указывает на хроническую гипоксию у ребенка и появляется только при длительном течении заболевания.
  • Увеличение лимфатических узлов характерно для детского возраста, поэтому необходимо внимательно осмотреть и пропальпировать все группы ЛУ.
  • Симптом Видергофера – расширение поверхностных вен грудной клетки.
  • Симптом Франка – в области 7 шейного позвонка появляется капиллярная сеть.

В некоторых случаях могут наблюдаться аллергические проявления со стороны кожи и слизистых в виде эритемы, кератита, конъюнктивита, как реакция на присутствие микобактерий в организме.

При пальпации особое внимание уделяется ЛУ, так как их увеличение является самой частой реакцией у детей на первичный туберкулез. Кроме того, необходимо пропальпировать печень и селезенку, так как они тоже относятся к лимфоидным органам и могут увеличиваться из-за туберкулезной интоксикации.

Перкуссия может помочь выявить увеличенные внутригрудные ЛУ – над ними наблюдается локальное притупление звука. Также притупление можно услышать при наличии выпота в плевральной полости.

Аускультация является малоинформативным методом диагностики, так как хрипы при туберкулезе у детей выслушиваются очень редко, только если поражаются бронхи. Специфичным для туберкулеза у детей является симптом д’Эспина, который заключается в выслушивании бронхофонии до 7 лет ниже 7 шейного позвонка, а с 8 лет – ниже 1-го грудного позвонка.

Лабораторные тесты

Для подтверждения диагноза туберкулеза у ребенка необходимо лабораторное подтверждение. С этой целью используются:

  • общий и биохимический анализы крови, общий анализ мочи (малоинформативны);
  • микроскопическое исследование мокроты;
  • микробиологическое исследование (посев);
  • серологические тесты;
  • полимеразно-цепная реакция (ПЦР).

Отдельно от всех лабораторных тестов стоит туберкулинодиагностика у детей – наиболее информативная методика, которая широко применяется для выявления туберкулеза в детских коллективах. Более подробно данная тема описана в отдельной статье.

Инструментальные методы исследования

Инструментальные способы диагностики широко внедрены в практику фтизиатров и позволяют быстро и с высокой точностью определить локализацию туберкулезного очага, его размеры и характер.

Наиболее распространенным методом, который используется в качестве скринингового, является флюорография. Это вид рентгенологического исследования, который отличается от обычной рентгенографии маленьким размером полученных снимков (мелкокадровые – 34х34, крупнокадровые – 100х100). Это позволяет значительно снизить стоимость исследования, но в тоже время отражается на качестве полученной информации. В связи с низким качеством изображения и малой детализацией на флюорограмме можно только увидеть какие-то отклонения от нормы, что дает предпосылки для дальнейшего диагностического поиска при помощи более точных методов.

Еще одним рентгенологическим методом является компьютерная томография (КТ), которая позволяет с максимальной точностью определить наличие очага, его локализацию, размеры и другие характеристики. Альтернативой КТ является МРТ, но оно более сложно в выполнении и в некоторых случаях бывает менее информативным.

Результат исследования зависит от вида и стадии развития туберкулезного процесса. У детей чаще всего это поражение внутригрудных лимфатических узлов, которые отчетливо видны даже на обычной флюорограмме.

Обследование детей на туберкулез проводят и при помощи других методов:

  • Эндоскопическое исследование – требует специального оборудования и навыков врача; как правило, сочетается с биопсией. Оно позволяет визуализировать патологический процесс, если он захватывает полость бронхов или плевры.
  • Биопсия – забор кусочка ткани из очага поражения. Данный метод применяется только в сложных диагностических случаях.
  • УЗИ – используют только для определения наличия выпота в полостях тела (плевральной, перикарде).
  • Оценка функции внешнего дыхания – неспецифический метод, позволяющий установить наличие нарушений дыхательной функции.

В большинстве случаев для постановки диагноза достаточно рентгенологических методов исследования, однако в сложных случаях могут применяться и описанные выше инструментальные способы.

Полезное видео

Подробно о дифференциальной диагностике туберкулеза:

Заключение

Своевременная туберкулинодиагностика у детей имеет огромное значение, особенно в раннем детстве. Выявление болезни на ранней стадии позволяет провести успешное лечение и добиться полного выздоровления ребенка. По этой причине родители не должны отказываться от проведения диагностических процедур ребенку, особенно при наличии подозрительных симптомов.

Читайте также:  Цефтриаксон при воспалении легких

Так как туберкулез в наше время стал распространенным заболеванием, то важно рассмотреть методы диагностики туберкулеза у детей. Это позволит на самых ранних стадиях выявить болезнь. Как результат, будет начато своевременное лечение.

Благодаря такому подходу можно избежать серьезных осложнений.

Распространенные методики диагностики туберкулеза у детей

Сначала определим основные способы диагностики туберкулеза у детей. Первое, что сделает врач, если к нему обратятся с жалобой, это осмотрит пациента.

Клинический осмотр поможет выявить признаки болезни. К примеру он обратит внимание, что ребенок похудел. Также проверит, в каком состоянии находятся лимфатические узлы, нарушена ли амплитуда движений грудно клетки, когда больной дышит.

Такой осмотр не может дать достоверного результата. Для этого необходимы другие анализы.

Но благодаря такому подходу можно определить, нужно ли отправлять пациента специально обследоваться. К тому же врач приблизительно узнает, какова клиническая картина недуга.

Затем проводится ранняя диагностика туберкулеза у детей, которая подразумевает качественное обследование. Ее проводят, когда были замечены следующие симптомы:

  1. Кашель на протяжении долгого времени.
  2. Отхаркивание кровью.
  3. Повышенная температура.
  4. Потливость.
  5. Ребенок постоянно устает.
  6. Снизилась работоспособность.

У больного спросят, не было ли у него контакта с теми людьми, которые уже имеют диагноз туберкулеза. При подозрении на туберкулез, ребенка отправляют проходить обследования.

Для взрослых обычно назначают рентген. Благодаря ему можно узнать, есть ли очаги поражения в легких. Для детей же есть другие методы.

Проба Манту при туберкулезе у детей

Реакция Манту практикуется уже долгое время. С помощью ее определяют наличие микобактерии туберкулеза.

Под кожу ребенка вводят туберкулин. Это антиген микобактерии болезни.

Размеры папулы, которая получилась, помогают определить реакцию иммунитета:

  1. Для нормального показателя она должна быть примерно 5-16 мм.
  2. Если папула вовсе отсутствует, то делается следующий вывод: микобактерия отсутствует в организме или иммунитет не способен произвести реакцию на антиген из-за того, что сильно ослаблен. В последнем случае важно провести дополнительную диагностику.
  3. Если организм уже имеет клетки антигенов или если ребенок контактировал с человеком, страдающим туберкулезом, то папула будет иметь размеры больше 16 мм.

Но этот метод не имеет высокий показатель надежности, ведь были случаи, когда результаты показывали неправдивую картину. Поэтому активно начала применяться ПЦР диагностика туберкулеза у детей. В чем суть метода, рассмотрим далее.

ПЦР диагностика при туберкулезе у детей

Другими словами это полимеразная цепная реакция. Она имеет больший приоритет по сравнению с пробой Манту.

Однако имеет специфический подход. Она способна диагностировать туберкулез разных типов локализации и это дает возможность получить более точный результат.

Этим методом выявляются вирусные заболевания. Основой методики являются методы генной инженерии.

Ее активно применяют в таких отраслях медицины, как:

  • — микробиология;
  • — иммунология;
  • — вирусология.
  • к

Методика является универсальной. Небольшое количество материала позволяет установить точный диагноз. Примечательно, что выявление инфекции возможно на первых ее стадиях – в первые часы.

Метод имеет следующую суть:

  1. Специалист получает фрагменты генома (частицы ДНК) для материала исследования.
  2. Затем происходит биосинтез материала.
  3. И после этого можно определить класс микроорганизмов, которые получили во время этого молекулярно-генетического метода.

На первый взгляд может показаться, что процесс сложный. Однако по времени он будет меньше, в сравнении с другими способами.

Выявление микроорганизма происходит практически сразу – спустя несколько часов. При этом не нужно делать анализы, чтоб выделить их из среды.

Также нет необходимости выращивания их в искусственной питательно среде. Главное иметь для анализов маленькую часть фрагмента нити ДНК (возбудитель инфекции). Проводится исследование в пробирках.

Для того, что провести это исследование необходимо иметь в наличии выделения человека:

  • — мокроту;
  • — слизь;
  • — кровь;
  • — эякулят;
  • — содержимое желудка.
  • к

Весь этот материал помещают в специальный физиологический раствор. После чего происходят три этапа анализа.

  1. Выделяются фрагменты ДНК при помощи специально подобранной жидкости.
  2. Происходит помещение раствора в термостат. Там его подвергают амплификации фрагментов ДНК.
  3. Распознают ДНК возбудители, которые провоцируют заболевание.

Есть один недостаток этого метода. В результате обследование невозможно отличить живой возбудитель от мертвого.

То есть больной, который уже вылечился от болезни обычно имеет в организме эти остатки. А из-за анализа можно ошибочно определить, что в нем еще есть инфекция.

Анализ крови при туберкулезе у детей

Диагностика туберкулеза у детей по крови может быть разных видов. Вот распространенные методы:

Определяет наличие антител к бактерии, вызывающей туберкулез. То есть анализ помогает узнать, способен ли организм сам оказывать сопротивление.

Параллельно с этим исследованием необходимо проводить и другие. Точности этот анализ не гарантирует.

Получить его результат можно спустя пару часов. Однако используется он только в тех местах, где люди редко инфицируются.

Сбор этого анализа происходит при воспалительном процессе, когда точно не известно по какой причине он происходит. По этому анализу невозможно определить проявление туберкулеза.

Однако с помощью его определяют, увеличены ли лейкоциты и палочко-ядерные нейтрофилы.

Другие методики дигностики туберкулеза у детей

Сейчас распространены современные методы диагностики туберкулеза у детей. К таким можно отнести квантифероновый тест. Он способен выявить активный и скрытый туберкулез.

На основе этого лабораторного метода выявляется наличие в крови специфического интерферона, свидетельствующего о наличии болезни.

Проводят исследование в пробирке, что позволяет избежать погрешности, ведь на анализ не влияют внешние факторы. Если результат положительный, то это 100% показатель наличия инфекции.

Для этого метода не характерны противопоказания и побочные реакции. Болезнь и вакцинация ребенка не влияет на результат.

Другим методом, который стал известен совсем недавно, является ТАМ-ТВ. Дословная его расшифровка Т-клеточный маркер туберкулеза.

Для определения заболевания производится целый ряд сложных лабораторных исследований. Благодаря ему происходят реакции между клетками в организме, и выявляется есть ли в них кластер. По этому определят присутствие болезни.

И хотя методика появилась недавно, ее уже активно используют. Это высокочувствительный метод. Его применяют даже тогда, когда исследование мокроты показало отрицательный результат.

У некоторых детей не удается взять для исследования мокроту, но эта методика позволяет проводить экспресс-диагностику и в таком случае.

Есть и дополнительные методы диагностики туберкулеза у детей. К примеру, диаскинтест.

Актуален в тех случаях, когда необходимо исключить ложную реакцию Манту. У этого метода есть определенные плюсы:

  • — способность уточнить реакцию Манту;
  • — исключение возможной ошибки;
  • — проведение анализа для тех, кто против Манту.
  • к

Этот тест поможет определить точный показатель заболевания. Ведь бывает, что ребенок заражен непатогенным видом микобактерии. Она может быть похожа на туберкулезную, но не вызывает заболевания.

Возможно применения обследования для тех детей, которые прошли пробу Манту и в результате получили резко положительную реакцию.

Есть дети, которые имеют аллергию на туберкулин, а это может мешать достоверным исследованиям. Для таких детей не рекомендуется делать пробу Манту, но Дискинтест для них будет спасением.

Читайте также:  Туберкулез передается ли через кровь

Результат обследования будет точным и выявит инфекцию именно у того ребенка, который на самом деле болен. Проводят обследование в основном после того, как провели пробу Манту, чтоб уточнить ситуацию.

Как видно, диагностика туберкулеза у детей без манту также возможна и показывает даже более достоверные результаты.

ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА У ДЕТЕЙ

Богданова Е.В., Киселевич О.К.

Кафедра фтизиопульмонологии, РГМУ

Отсутствие специфичных клинических симптомов и многообразие клинических проявлений туберкулеза у детей создает значительные трудности в диагностике заболевания. Поэтому основным условием своевременной диагностики туберкулеза является комплексное обследование пациента, которое осуществляет фтизиатр.

Выявление детей, нуждающихся в консультации фтизиатра, осуществляется педиатрами общей лечебной сети на участках и в стационарах. Педиатру необходимо знать группы риска по заболеванию туберкулезом среди детского и подросткового населения. Дети и подростки из этих групп должны быть своевременно направлены на консультацию к фтизиатру. Кроме того, педиатру приходится решать вопросы дифференциальной диагностики туберкулеза и других заболеваний.

Диагностика туберкулезного поражения у детей затруднена. Клинические проявления разнообразны, но при этом не имеют строго специфических черт. Туберкулез у детей часто протекает под масками различных заболеваний – ОРВИ, бронхита и др.

Для диагностики туберкулеза фтизиатр использует комплекс обязательных методов обследования – Обязательный диагностический минимум (ОДМ), который включает:

1. Сбор анамнеза: выявление источника и пути инфицирования ребенка МБТ, выявление неблагоприятных медицинских и соци-альных факторов, оценка динамики туберкулиновой чувствительности по пробе Манту с 2ТЕ ППД-Л;

2. Выявление жалоб. Пристальное внимание уделяется жалобам на ухудшение аппетита, беспокойный сон, быструю утомляемость, раздражительность; у школьников – на снижение памяти, внимания, ухудшение успеваемости, головные боли; повышение температуры и др.;

3. Осмотр и физикальные методы обследования;

1) Рентгенологическое исследование позволяет визуализировать изменения в легких и/или внутригрудных лимфатических узлах, характерные для различных форм туберкулеза. С этой целью выполняют обзорную рентгенографию органов грудной клетки в прямой и боковой проекциях, томографию зоны поражения;

2) Клинический анализ крови позволяет выявить опреде-ленные изменения. При активном туберкулезе часто встречается сочетание анемии и лимфопении, при осложненном течении туберкулеза – лейкоцитоз, сдвиг влево, моноцитоз, ускорение СОЭ.

3) Общий анализ мочи. Изменения в анализах не являя-ются специфическими, но в сочетании с другими признаками подтверждают активность туберкулезного процесса.

4) Исследование мокроты, мазка с задней стенки глотки с целью обнаружения МБТ производится не менее 3 раз в течение 3 дней;

5) Индивидуальная туберкулинодиагностика (кожная скарификационная проба, проба Манту с разведениями туберкулина; в условиях стационара проба Коха) – по показаниям.

Существует 2 патогномоничных критерия туберкулезного процесса:

I. Возбудитель туберкулеза – микобактерия туберкулеза (МБТ).

Выявление МБТ в материале от больного указывает на специфичность патологического процесса в организме больного.

Выбор материала для исследования зависит от клинической формы туберкулеза, фазы туберкулезного процесса, возраста больного. Чаще всего исследуется мокрота, промывные воды бронхов и желудка, кал, моча, биопсийный и операционный материал, плевральный экссудат и др.

Применяют следующие методы микробиологического исследования:

1) Бактериоскопический метод :

Бактериоскопическое исследование является наиболее быстрым, простым и дешевым методом выявления кислотоустойчивых микобактерий. Однако бактериоскопический метод позволяет обнаружить микобактерии при содержании не менее 5000-10000 в 1 мл исследуемого материала. Микроскопическое обнаружение кислотоустойчивых микобактерий не позволяет дифференцировать возбудителя туберкулеза от атипичных и сапрофитных микобактерий.

2) Культуральный метод (посев на питательные среды) позволяет обнаружить МБТ при наличии нескольких десятков микробных клеток в 1 мл исследуемого материала.

Однако рост культуры МБТ на твердой питательной среде происходит в течение длительного времени – 2-3 месяца. В настоящее время получены жидкие питательные среды, на которых МБТ растут в течение 10-14 дней. Большое значение имеет количественная оценка обсемененности исследуемого материала, что позволяет оценить тяжесть процесса, его прогноз и определить методы лечения. Культуральный метод позволяет дифференцировать МБТ от других видов микобактерий и определять лекарственную чувствительность\ устойчивость МБТ к противотуберкулезным препаратам.

3) Биологический метод заражение лабораторных животных (особенно чувствительных морских свинок). Метод является высоко-чувствительным, т.к. позволяет получить положительный результат, если в исследуемом материале содержатся даже единичные (1-5) микобактерии. Продолжительность исследования 1,5-2 месяца. Этот метод может быть использован только в лабораториях Федеральных научно-исследовательских институтов.

Каждый из применяемых методов имеет свои положительные стороны и те или иные ограничения.

Дополнительными диагностическими и дифференциально-диаг-ностическими тестами при туберкулезе являются иммунологические исследования и молекулярно-биологические методы. Эти методы позволяют выявлять возбудителя туберкулеза при снижении его жизнеспособности. Иммунологические методы позволяют оценить реактивность организма больного, выявлять активность туберкулезного процесса, осуществлять контроль эффективности лечения, определять необходимость хирургического лечения, прогнозировать дальнейшую динамику специфического процесса.

§ определение антигенов МБТ и антител к возбудителю туберкулеза методом иммуноферментного анализа (ИФА);

§ определение ДНК микобактерий туберкулеза методом поли-меразной цепной реакции (ПЦР).

II . Элементы туберкулезной гранулемы, выявляемые гистоцитологическими методами в исследуемом материале.

Вокруг очага некроза, вызванного МБТ, формируется защитная воспалительная реакция: вал эпителиоидных клеток, гигантские клетки Пирогова-Лангханса, скопление лимфоцитов.

Возможность морфологического исследования сопряжена с определенными трудностями, т.к. при различных клинических случаях туберкулеза у детей патологический материал для исследования может быть недоступен.

Поэтому для ранней и правильной диагностики заболевания у детей основную роль играет оценка комплекса клинико-рентгено-лабораторных данных.

Основные методы выявления туберкулеза у детей и подростков

В настоящее время выявление туберкулеза среди детского и подросткового населения возможно следующими методами:

o Массовая туберкулинодиагностика . Как массовый скрининг-тест применяется проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л.

Массовая туберкулинодиагностика направлена на:

— раннее выявление туберкулеза у детей и подростков;

— изучение инфицированности МБТ и ежегодного риска первичного инфицирования.

Туберкулиновые пробы не позволяют судить о напряженности противотуберкулезного иммунитета.

На консультацию к фтизиатру направляют детей из групп риска по развитию туберкулеза. К группам риска относятся:

2. Инфицированные лица с гиперергической чувствительностью к туберкулину, которая определяется по размеру инфильтрата 17 мм и более, наличию везикуло-некротических реакций в месте внутрикожного введения туберкулина.

3. Инфицированные МБТ лица с нарастанием туберкулиновой чувствительности. Нарастание чувствительности к туберкулину определяется по увеличению размера инфильтрата на 6 мм и более по сравнению с предыдущим годом.

4. Лица с неясной этиологией аллергии к туберкулину – если в данное время не представляется возможным решить вопрос о причине положительной реакции на туберкулин (поствакцинная? инфекционная?). Абсолютных критериев для дифференциальной диагностики поствакцинной и инфекционной аллергии к туберкулину не существует. Нередко вопрос о характере реакции решается фтизиатром при динамическом наблюдении. Помимо размера инфильтрата учитывается и оценка его качественных характеристик: интенсивность цвета, четкость контуров, срок сохранения пигментации после угасания инфильтрата.

5. Инфицированные МБТ лица, если им проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л проводилась нерегулярно. В этой группе особое внимание следует уделить часто болеющим детям и подросткам и имеющим сопутствующие заболевания.

o Своевременное обследование детей из контакта с больным туберкулезом.

Большое внимание следует уделять выявлению источника заражения детей микобактериями туберкулеза. Пути инфицирования детей и подростков зависят от характера источника инфекции.

1. Аэрогенный путь – контакт с больным туберкулезом человеком, особенно бактериовыделителем. В этом случае происходит инфицирование M . tuberculosis .

Читайте также:  Питание после химиотерапии при раке легких

2. Алиментарный путь – употребление инфицированного моло-ка и термически необработанных молочных продуктов от больных туберкулезом животных. Происходит инфицирование М. bovis .

3. Контактный путь – при проникновении МБТ через повреж-денную кожу и слизистые происходит первичное местное поражение этих органов.

4. Трансплацентарный путь – редкий. Важную роль играет пора-жение плаценты – как туберкулезное, так и повреждение при родах. МБТ проникают через пупочную вену в плод, задерживаются преимущественно в печени, возможно поражение портальных лимфоузлов. Первичное поражение может возникать в легких и других органах при аспирации и заглатывании плодом инфицированной околоплодной жидкости.

В большинстве случаев дети, особенно раннего и дошкольного возраста, инфицируются МБТ в семье. Опасность семейного очага туберкулезной инфекции обусловлена не только массивностью обсеменения, но и его длительностью. Нахождение ребенка с первых месяцев жизни в контакте с больным туберкулезом в большинстве слу-чаев приводит к развитию заболевания. Как правило, в этих случаях у детей развиваются генерализованные, осложненные формы туберкулеза.

При выявлении в семье больного туберкулезом незамедли-тельно проводится разобщение контакта. Ребенок направляется на консультацию к фтизиатру для обследования в течение 7-10 дней (ОДМ). Для детей наиболее существенной профилактической мерой является предупреждение контакта с больным туберкулезом.

o Обследование при обращении с симптомами заболевания.

Начальные проявления туберкулезного процесса скудные: снижение аппетита, массы тела, утомляемость, раздражительность, периодически подъемы температуры до субфебрильных цифр и др.

Дети раннего возраста становятся плаксивыми, капризными, беспокойно спят. У детей этой возрастной группы особенно заметно нарушение аппетита и снижение массы тела.

Дети дошкольного возраста быстро утомляются при играх, появляется потливость, периодически – диспепсические явления, боли в животе.

У школьников снижается успеваемость, ухудшается память и внимание. Дети жалуются на быструю утомляемость, частые головные боли, иногда – на быстро проходящие боли в мышцах и суставах.

Симптомы интоксикации отражают нарушения функций нервной системы, вызванные токсическим воздействием на нервную систему микобактерий туберкулеза.

Изменение температуры при туберкулезе у детей отличается значительным разнообразием. Чаще она всего бывает субфебрильной. В то же время активный туберкулез может протекать с нормальной или фебрильной температурой. Иногда отмечаются значительные колебания температуры в утреннее и вечернее время.

Кашель появляется при осложненном течении туберкулеза у детей. В начале заболевания кашель не является ведущим симптомом.

Яркие клинические проявления заболевания наблюдаются у больных при распространенных формах и осложненном течении туберкулеза. Но патогномоничных клинических симптомов туберкулеза не существует. Поэтому своевременная диагностика туберкулезного процесса возможна только при комплексной оценке анамнестических данных, данных объективного исследования, туберкулинодиагностики, данных инструментальных и лабораторных методов исследования.

o Профилактическое флюорографическое обследование.

Профилактические флюорографические медицинские осмотры проводят подросткам в возрасте 15 и 17 лет. При отсутствии данных о профилактических осмотрах в этих возрастах проводят внеочередное флюорографическое обследование.

Если найдены изменения на флюорограмме, пациент углубленно обследуется у фтизиатра. Для этого используется обязательный диагностический минимум (ОДМ).

Особенности течения туберкулеза у детей раннего возраста

определяются реактивностью и сопротивляемостью организма ребенка, а также его анатомо-физиологическими особенностями.

Механизмы естественной резистентности новорожденного ребенка находятся в состоянии физиологической недостаточности. У новорожденных отмечена:

— низкая фагоцитарная активность лейкоцитов;

— низкая миграционная активность мононуклеаров и лейкоцитов. Причина этого – пониженное образование хемотаксических факторов сыворотки крови и повышенное выделение ингибирующего фактора лимфоцитами крови. С этими факторами связана слабовыраженная способность кожи новорожденных к развитию воспалительной реакции;

— поглотительная фаза фагоцитоза хорошо выражена, переваривающая фаза значительно отстает от поглотительной;

— дефицит гуморальных факторов естественной резистентности. Гуморальные факторы естественной резистентности (комплемент, лизоцим, пропердин и др.) приводят к внеклеточному разрушению микобактерий. Дефицит основных компонентов комплемента (С3 и С5) способствует недостаточному образованию хемотаксических факторов в сыворотке крови и недостаточной бактерицидности. Лизоцим обладает свойством лизировать бактерии. Его уровень в сыворотке крови новорожденных выше, чем у взрослых, но через 7 дней снижается до уровня в сыворотке крови матери. Бактерицидная активность пропердина проявляется только в комплексе с комплементом и ионами магния.

Неспецифические защитные факторы выполняют основную защитную роль до периода созревания специфических иммунных механизмов.

Становление иммунологической реактивности организма ребенка происходит в различные сроки:

— функциональная незрелость Т- и В- системы лимфоцитов. Функционирование Т-лимфоцитов начинается у плода к 9-15 неделе, однако реакции гиперчувствительности замедленного типа достигают полного развития к концу 1-го года жизни. Таким образом, Т-лимфоциты плода и новорожденного еще недостаточно функционально зрелые. Количество В-лимфоцитов у новорожденных приближается к значению у взрослых, но продукция антител минимальна или отсутствует. Функционирование В-лимфоцитов начинается и совершенствуется далее в постнатальном периоде. При внутриутробном инфицировании происходит образование IgM клетками плода. В сыворотке крови новорожденных отсутствует IgA , его количество нарастает к концу 1 года жизни и достигает уровня взрослых только к 8-15 годам. IgG у новорожденного ребенка – материнские, и в первые 6 месяцев жизни ребенка происходит их катаболизм и снижение уровня. IgG появляется только на 6 неделе жизни ребенка и его количество нарастает к 5-15 годам. Таким образом, новорожденный ребенок неспособен к полноценному специфическому гуморальному ответу.

У новорожденного ребенка наблюдается дефицит функций Т- и В-системы лимфоцитов, снижение неспецифической резистентности. Эти факторы играют роль в формировании механизмов противотуберкулезного иммунитета. Туберкулезная инфекция, в свою очередь, при развитии заболевания изменяет функционирование системы иммунитета.

У недоношенных детей значительно выражен дефицит факторов естественной резистентности. Иммунодефицит у недоношенных является длительным и продолжается до 5 года жизни.

Неблагоприятному течению туберкулезной инфекции способствуют особенности органов дыхания у детей раннего возраста, обусловленные анатомо-физиологическим строением:

— относительная узость, малые размеры и недостаточная функциональная дифференциация воздухопроводящей системы приводят к ухудшению вентиляции легких и способствуют оседанию микроорганизмов;

— особенности лимфатической системы;

— недостаточное количество слизистых желез в слизистой оболочке бронхов, что приводит к ее относительной сухости и затрудняет эвакуацию инородных веществ, в том числе микроорганизмов;

— ацинусы имеют примитивную структуру, бедны эластическими волокнами, что уменьшает скорость воздушного потока и благоприятствует оседанию микроорганизмов;

— недостаточное количество сурфактанта создает условия для развития специфических и неспецифических воспалительных изменений в легких, способствует развитию ателектазов;

Следствием этих особенностей у детей раннего возраста является массивное поражение лимфоидной ткани, склонность к генерализации туберкулезного процесса, склонность к казеозному некрозу в пораженных органах.

Особенности течения туберкулеза в подростковом периоде определяются:

— повышенной активностью метаболических процессов, что приводит к выраженной картине морфологического и клинического течения туберкулезного процесса;

— неравномерностью созревания отдельных органов и систем, что может определять избирательность локализации поражения;

— бурным развитием и перестройкой нейроэндокринной системы: у подростков усиливается функция щитовидной железы, половых желез, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в нервной системе (преобладание процесса возбуждения).

Эти факторы сказываются на защитно-адаптационных возможностях организма подростка, характере течения иммунологических, воспалительных реакций и регенерации, а, следовательно, на клинических проявлениях и исходах заболевания.

Читайте также:
Adblock
detector