Фонопедические упражнения для восстановления голоса при парезе гортани

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ПАРЕЗАХ И ПАРАЛИЧАХ ГОРТАНИ

Периферические парезы и параличи гортани развиваются вследствие нарушения ее иннервации при поражениях нижнего гортанного или возвратного нерва. Причины поражения возвратного нерва могут быть разными, прежде всего травматические. Возвратный нерв имеет тесный контакт с органами грудной клетки: аортой, пищеводом, крупными бронхами, трахеей, легкими, лимфатическими железами, средостением. При заболевании этих органов нерв может быть сдавлен опухолью, отеком, гематомой, рубцовой тканью, дивертикулом. Иногда при операциях бронхов, легких, сердца, пищевода, щитовидной железы происходит непосредственная травматизация возвратного нерва, и наступает парез или паралич. Причиной парезов и параличей гортани могут быть и инфекционные болезни. Чаще всего это осложнения после гриппа или острого респираторного заболевания, а также и ряда инфекционных заболеваний (дифтерия, тиф и т. п.).

Помимо указанных причин нарушения двигательной, а вследствие этого, как правило, и голосообразующей функции гортани, встречаются параличи невыясненного происхождения, так называемые идиопатические.

Наряду с применяемыми медикаментозными и физиотерапевтическими методами лечения в последние годы все шире применяется фонопедия как метод физиологичный, дающий хорошие результаты при восстановлении голоса.

Комплекс А. Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).

Через 7—10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления на перегружать занятий упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.

Комплекс Б. Упражнения выполняются сидя:

Читайте также:  Удаление гортани при злокачественной опухоли послеоперационный период

1) исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;

2) исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;

3) исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;

4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;

5) надувание щек;

6) доставание кончиком языка мягкого нёба;

7) поднятие мягкого нёба при зевке.

Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4—5 раз каждое упражнение.

Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.

Упражнение 2. После длительного произнесения звука м, слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всеми звонкими согласными звуками.

Дальнейшее закрепление кинестезии голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге.

Упражнение 3. Произнести слоги:

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

Упражнение 4. Произнести:

нана-нана-нанана и т. д.

По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.

Упражнение 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с j.

Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс j и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Гласный звук должен звучать коротко, твердо, а j — длительно: аи. яй. ой. ей. уй. юй. эй. ей.

В дальнейшем после получения звучного голоса и закрепления кинестезии необходима координация дыхания и голосообразования. Для этой цели используется произнесение гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять на одном выдохе.

Упражнение 6. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Читайте также:  Симптомы рака горла и гортани на разных стадиях у женщин

Сначала сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов — ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой материал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.

Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной, полутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счет компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на пораженной стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с четко выраженными фазами.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2—4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевременно начатые тренировки голосового аппарата при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка головедения и развитие невротических реакций.

Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков,восстановлению смыкания связок.
——————————————————————————-
Итак, упражнения следует выполнять 2 НЕДЕЛИ.

В первые 3 ДНЯ выполняем КАЖДЫЙ ЧАС следующие упражнения (естественно, на ночь упражнения не распространяются!):
➀ Представили, будто полоскаем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки «полоскания горла» до тех пор, пока хватает дыхания.
➁ Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.
➂ То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.

Читайте также:  Боль в гортани при глотании в области кадыка у мужчин

Через 3 ДНЯ к этим упражнениям ДОБАВЛЯЕМ следующие, выполняя также КАЖДЫЙ ЧАС:

➃ Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом «бы-бы-бы-бы-бы», пока хватит дыхания.
➄ Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом «вы-вы-вы-вы-вы» или «зэ-зэ-зэ-зэ».
➅ Глубоко берём дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного плеча к другому, произнося нараспев «А-а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у». Не спешим, экономим дыхание.

Через 3-4 ДНЯ к этим упражнениям ДОБАВЛЯЕМ следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:

➆ Взяв ртом дыхание, произносим «МАМ», на конце согласную «эМ» не бросаем, а продолжаем, выдыхая носом, мычать, одновременно постукивая пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания. Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим «Мам» и медленно поворачиваем голову из положения «прямо — направо», постукивая пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды. (Принципиально пить именно маленькими глотками, тогда работают голосовые связки!). И третий этап упражнения — с «прямо — влево», постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыхание.Тоже самое упражнение выполняем на слоги «Мом», «Мум», «Мим», «Мым», «Мэм».
Через два дня, меняем слог «Мам» на «Бам» ( следовательно «Бам», «Бом», «Бум», «Бим» и т.д.), ещё через два дня на «Зам» и ещё через два дня на «Жам».

Читайте также:
Adblock
detector