Обучение дыхательной гимнастике детей

Обучение детей принципам правильного дыхания будет очень полезно — укрепит детскую дыхательную систему и окажет положительный эффект на общее состояние здоровья. Обучить детей принципам правильного дыхания помогут упражнения для дыхания для детей.

Дыхательные упражнения будут полезны не только детям ослабленным различными болезнями дыхательных путей, но и здоровым, поскольку они кроме общеоздоравливающего эффекта еще и укрепляют детскую иммунную систему.

Все предложенные упражнения просты и ничего сверхъестественного от ребенка не потребуется. Однако в обучении ребенка дыхательной гимнастике есть одна сложность — вы должны ее сделать интересной, чтобы малыш сам с удовольствием ее выполнял, иначе результата вы не добьетесь. Для того чтобы дыхательная гимнастика увлекала ребенка ее необходимо организовать в форме игры, сказки или рассказа. Не стоит сразу выполнять весь комплекс упражнений, начните с нескольких, а когда ребенок пообвыкнет, то следует разнообразить виды упражнений чтобы они не наскучили ему.

Суть детской дыхательной гимнастики в том, чтобы научить дышать ребенка правильно и развить мышцы грудной клетки. Ведь при правильном дыхании в кровеносную систему будет поступать больше кислорода, а легкие будут лучше очищаться от остатков углекислого газа. Через дыхание выводятся и многие токсины из организма, поэтому здоровые легкие будут способствовать еще и очистке организма.

Основные принципы детской дыхательной гимнастики

  • одежда ребенка должна быть легкой и свободной
  • проводить занятия желательно на свежем воздухе или проветривайте помещения до начала занятий
  • дыхание осуществляется грудными мышцами и диафрагмой, проследите чтобы ребенок не подымал плечи и не раздувал щеки
  • вдох осуществляется носом
  • выдох должен быть плавным и глубоким

При выполнении упражнений контролируйте чтобы у ребенка не произошла гипервентиляция легких, которую можно определить следующими симптомами:

  • потемнение в глазах
  • изменение цвета лица
  • покалывание конечностей
  • частое дыхание
  • предобморочное состояние

В случае наступления гипервентиляции легких у ребенка проведите следующие процедуры: сложите руки ковшиком, плотно закройте ими рот и нос, подышите в них 2-3 раза. Когда наступит улучшение самочувствия занятия можно продолжать, но если ребенок чувствует себя недостаточно хорошо или испугался, то занятия лучше отложить до следующего раза.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей до 2-х лет

Упражнение №1 Мячик

Упражнение №2 Труба

Упражнение №3 Гуси

Упражнение №4 Ворона

Упражнение №5 Расти большой

У пражнение №6 Кипение каши

Упражнение №7 Одуванчик

Делаем глубокий вдох, за ним следует глубокий выдох как будто перед нами одуванчик. Выполнить 5 раз.

Упражнение №8 Паровозик

Упражнения дыхательной гимнастики для детей старше 2-х лет

Упражнение №1 Ныряльщик

На морском дне лежат сокровища, чтобы их достать за ними нужно нырнуть. В положении стоя сделать по 2 спокойных вдоха и 2 спокойных выдоха, а на третьем вдохе задержать дыхание и зажать нос пальцами. Присесть (нырнуть) и задержать дыхание как можно дольше, затем встать (вынырнуть) и медленно выдохнуть.

Упражнение №2 Воздушный шарик

Лежа на ровной поверхности положить две руки на живот, во время вдоха надувается живот, как будто там надувается воздушный шарик, задержать дыхание на 5 секунд и медленно выдохнуть, задержать дыхание еще на 5 секунд. Повторять 5 раз без остановок.

Упражнение №3 Хомяк

Сделать 10 шагов раздув щеки как хомяк, хлопнув по щекам руками выпустить воздух и сделать еще 5 шагов дыша носом.

Упражнение №4 Волны

Лежим на ровной поверхности, ножки вместе, ручки по швам. При вдохе подымаем руки вверх, пока они не дотронутся пола за головой, на выдохе возвращаем руки назад. Выполнять 5 раз.

Упражнение №5 Ножнички

Сидя на стуле вытянуть руки вперед, ладони обращены вниз. На вдохе левая рука подымается вверх, правая — опускается вниз, а на выдохе левая рука опускается вниз, правая подымается вверх. Руки сгибаются только в районе плеча. Выполнить 10 раз без перерывов.

Упражнение №6 Тоннель

Зажав одну ноздрю пальцем, сделать по 10 вдохов и выдохов носом, затем повторить тоже самое для другой ноздри.

Упражнение №7 Насос

В положении стоя быстро вдохнуть воздух, одновременно сгибая руки в локтях и ладонями вверх поднимать их вдоль тела к подмышкам. Выдохнуть выпрямляя руки вдоль тела в начальное положение ладонями вниз. Выполнить 5 раз.

Если некоторые упражнения ребенку не даются, то возможно ему еще рановато их выполнять, просто дайте ему время и попробуйте еще раз через 3-4 недели. Чтобы эффект от дыхательных упражнений был заметнее можно дополнить их различными играми, которые также будут способствовать укреплению дыхательной системы.

Игры на развитие дыхания

Рисунки на стекле. Это занятие придется по душе всем детям. Надо сделать хороший выдох на стекло чтобы оно запотело и пальчиком сделать рисунок.

Мыльные пузыри. Надувая мыльные пузыри, дети отлично проведут время и будут неосознанно делать дыхательную гимнастику.

Индейцы. Во время игры нужно издавать боевой клич индейцев. Кричать то открывая, то закрывая ладонью рот.

Пузырьки. Наполните стакан водой и дайте ребенку трубочку, чтобы он выдыхал через нее и делал пузырьки. Ваша задача следить чтобы ребенок не раздувал щеки.

Основные правила и меры предосторожности

В идеальном варианте дыхательная гимнастика для детей должна проводиться инструктором, который имеет соответствующее образование. Если это невозможно, то родителям рекомендовано освоить основные правила и принципы упражнений самостоятельно.

Любой комплекс включает в себя выполнение правильного вдоха и выдоха – носом и ртом. Щеки лучше придерживать ладошками, чтобы они не сильно раздувались. Со временем детки привыкнут к этому. Занятия проводятся дважды в сутки, в теплое время года – на улице, зимой – в чистом и проветренном помещении.

Читайте также:  Дыхательная гимнастика при схватках и родах

Гимнастику выполняют через час после еды или перед проведением зарядки после сна. Важно понимать, что многие упражнения деткам покажутся трудными, поэтому нужно заранее придумать, как заинтересовать ребенка для того, чтобы он выполнял данный комплекс. Одним из вариантов может быть выполнение гимнастики всей семьей или приобщение к процессу игрушек. Для детей дошкольного возраста прекрасно подходят игровые формы занятий.

Примеры игр на дыхание

Для детей в возрасте 3-4 лет рекомендованы следующие упражнения:

К рекомендованным упражнениям для деток 5-6 лет относятся:

Все комплексы упражнений необходимо выполнять не менее четырех раз. Но когда гимнастика только начинается, можно просто показывать малышам правильную технику и не требовать от них повторений.

Меры предосторожности

Нужно внимательно следить за ребенком во время выполнения комплекса упражнений. Особенно это важно для деток 2-3 лет, когда они не в состоянии сказать словами о своем плохом самочувствии. Если у ребенка определяются изменение окраски кожных покровов или посинение носогубного треугольника необходимо незамедлительно прекратить упражнения.

Другим важным моментом является дрожь в конечностях или их онемение. Это указывает на то, что ребенок очень часто дышит. Это может негативно сказаться на его состоянии. В таком случае нужно попросить малыша подышать глубоко около минуты.

Противопоказания

Даже с учетом неоценимой пользы дыхательной гимнастики для детей она способна навредить малышу. Занятия противопоказаны или требуют разрешения педиатра при следующих состояниях:

  • повышенное внутричерепное давление;
  • постоянные носовые кровотечения;
  • остеохондроз;
  • бронхит или пневмония в острой стадии.

Возможно, врач не отменит упражнения полностью. Специалист даст рекомендации относительно тех, которые будут полезны.

Гимнастика по Стрельниковой

Комплексы упражнений разрабатываются длительное время различными специалистами. Наиболее эффективными считаются дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. и Бутейко К.П.

Методика Стрельниковой приобрела популярность в середине второй половины ХХ века. Она обладает общеукрепляющим эффектом, а также применяется для лечения хронических заболеваний дыхательных путей – бронхиальной астмы, хронического бронхита. Отличительная черта – во время вдоха детки выполняют физические упражнения, из-за чего грудная клетка не может расширяться. Всего гимнастика включает 14 техник, но 3 из них – самые главные, и именно с них начинают тренировать малышей.

1. Ладошки. Рекомендуются после 4-х лет. Исходное положение – стоя, ладони развернуты. Необходимо выполнять короткие шумные вдохи, во время которых сжимать кулаки, а во время выдохов – разжимать. Каждые 4 вдоха чередуются с перерывом около 5 секунд. Одна тренировка включает 2-4 подхода;

2. Погончики. Также рекомендуется после 4-х лет. Исходное положение такое же, только руки сжаты в кулаки. Во время громких и коротких вдохов ладошки разжимаются, как будто что-то бросается на пол. Выполняется 8 подходов по 12 раз;

3. Насос. Исходное положение – ноги на ширине плеч, вдох сопровождается неглубоким наклоном к полу, голова несколько опущена, спину нужно округлить. Возвращение в исходную позицию происходит вместе с выдохом. Выполняется 12 подходов по 8 раз.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой подходит взрослым, детям и пожилым людям. Это первый комплекс упражнений, где нужно резко и шумно вдыхать. Темп очень ритмичный, некоторые специалисты сравнивают его со строевым шагом.

Поверхностное дыхание Бутейко

Советский врач утверждал, что большинство заболеваний связано с неправильным дыханием. В результате этого отмечался дефицит углекислого газа и избыток кислорода. По мнению специалиста гипервентиляция негативно сказывается на состоянии здоровья. Поэтому Бутейко утверждал, что необходимо научиться дышать поверхностно, делая незначительные паузы между вдохами. Он разработал специальную систему упражнений для обучения этому процессу.

Такая гимнастика рекомендована пациентам от 4-х лет. Упражнения:

  • сначала необходимо задержать дыхание на максимально возможное время, а затем дышать без движения грудной клетки;
  • после этого упражнения усложняются. Такое же дыхание выполняется при движении по комнате с последующей задержкой дыхания;
  • поверхностное дыхание с контролем движения грудной клетки с постепенным увеличением интервала до 10 минут.

Также Бутейко разработал специальный тест задержки дыхания. Согласно ему, если человек после максимального выдоха может не дышать:

  • 3-5 секунд – он болен;·
  • до полуминуты – относительно здоров;
  • свыше 60 секунд – здоров;
  • 3 и более минут – показатель отличного здоровья.

Врач рекомендует периодически проводить такой тест и фиксировать результаты.

Дыхательная гимнастика для детей – прекрасная возможность укрепить здоровье и провести профилактику целого ряда патологий дыхательной системы. Она также служит примером хорошего отношения к своему организму. Важно понимать, что никогда не поздно начать выполнять упражнения.

Обучающий семинар для педагогов «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

— показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения;

-познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;

— обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.

Оборудование: столы, стулья, трубочки, карандаши, ватные шарики, вертушки, свистки и другое.

Каково же значение дыхательной гимнастики? Попробуем ответить на данный вопрос?

За последние годы резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание укреплению и оздоровлению организма. Значительную роль в этом играет дыхательная гимнастика.

Читайте также:  Какой орган не относится к дыхательным путям

Без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь!

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит и др. часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.

Что же относится к органам дыхания?

К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

Нижнее, или » брюшное», » диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного — средняя).

2. Среднее, или » реберное» (в дыхательных движениях участвует межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается).

3. Верхнее, или » ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц при неподвижной грудной клетке, в основном вентилируются верхушки легких и немного — их средняя часть).

4. Смешанное (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть — зависит от типа дыхания.

Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох (носом) 1-3, пауза -1, выдох (ртом) -1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнений 3-4 раза. Повторять 4 раза в день.

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах С. Толкачёва, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, используется оздоровительное дыхание по системе йогов и другие.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений.

При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

2. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

3. Перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.

4. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

5. Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач.

Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой. Нагрузку увеличивают за счет большего количества повторений упражнений или замены более простых на более сложные (выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей).

7. Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

Остановимся на особенностях использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей; в домашних условиях.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.

А сейчас давайте перейдём к практической части мастер-класса.

Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми-логопатами, и направленный на развитие физиологического и речевого дыхания.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам выполнить данный комплекс вместе со мной. Для вас поставлены столы, на которых есть всё, что нам нужно для обучения.

Читайте также:  Заложило одну ноздрю капли не помогают

Цель дыхательных упражнений — увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1. Вдох и выдох через нос.

(Вдох — глубокий, выдох — длительный, плавный).

2. Вдох через нос, выдох через рот.

(Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами).

3. Вдох через рот, выдох через нос.

(Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги).

4. Вдох и выдох через рот.

(Если упражнение не получается, зажать нос пальцами).

5. Комбинированный вдох.

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот

Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности:

— без участия речи,

— на материале гласных звуков,

— предложений и фраз.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли, поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.

После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция. Вдох через рот быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе(2-4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).

2. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

3. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам — труба гудит: у-у-у;предметам — кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у- у; животным — медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; явлениям природы — ветер воет: у-у-у; людям — девочка плачет: а-а-а.

И другие упражнения.

III. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

Инструкция. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем — громко. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом).

1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.

И другие упражнения.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, т. е. сначала дается один слог, потом два, три и т. д.

И другие упражнения.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно.

Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т. е. движениями руки в такт проговариванию.

1. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т. д.

2. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т. д.

3. Перечисление времен года: зима; зима, весна; зима, весна, лето; зима, весна, лето, осень.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.

Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

Комплекс можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Уважаемые педагоги! Я познакомила вас с комплексом дыхательной гимнастики, используемый мною в своей работе. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности.

Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен и интересен.

Дыхательная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей Гимнастика для малышей: дыхательная гимнастика для часто болеющих детей. Поиграем с пользой для здоровья! С детьми постарше проще – они.

Читайте также:
Adblock
detector