Новорожденный ребенок самостоятельно не дышит

Асфиксия новорожденных – критическое состояние, характеризующееся нарушением газообмена: к ребенку поступает недостаточное количество кислорода, и в его организме накапливается избыток углекислого газа. Проявляется асфиксия отсутствием или ослаблением дыхания при сохраненной работе сердца. Примерно в 4-6% родов диагностируется асфиксия новорожденных.

Причины

Врачи различают 2 вида асфиксии:

  1. первичную, появляется в момент рождения ребенка на свет;
  2. вторичную, новорожденный задыхается или перестает дышать через несколько часов или суток после рождения.

Появляется из-за хронической или острой внутриутробной кислородной недостаточности. Перечислим причины развития такого состояния:

  • несостоятельность дыхательных движений ребенка (внутриутробное поражение мозга инфекцией, аномальное развитие легких, последствие лекарственного лечения женщины);
  • недостаточное поступление кислорода в кровь беременной (болезни щитовидной железы, сахарный диабет, болезнь дыхательной системы, сердечнососудистая патология, анемия);
  • расстройство кровообращения в плаценте (дисфункция родовой деятельности, повышение артериального давления у беременной);
  • расстройство газообмена в плаценте (предлежание или преждевременная отслойка плаценты);
  • внезапное прекращение кровотока в пуповине (многократное обвитие пуповиной шеи ребенка, перетяжка пуповины).

Также причиной асфиксии новорожденного могут быть:

  • полная или частичная закупорка дыхательных путей околоплодными водами, меконием, слизью;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • внутричерепная травма новорожденного.

Может произойти по таким причинам:

  • незрелость легких у недоношенных детей;
  • пневмопатия;
  • врожденный порок развития головного мозга, сердца, легких;
  • аспирация дыхательных путей рвотными массами;
  • расстройство кровообращения в головном мозге.

Признаки и степени асфиксии

Основной признак асфиксии у новорожденного – расстройство дыхания, которое приводит к нарушению кровообращения и сердечного ритма, из-за чего ослабевают рефлексы, и ухудшается нервно-мышечная проводимость.

Чтобы оценить степень тяжести асфиксии используют шкалу Апгар, учитывающую следующие критерии: рефлекторная возбудимость, мышечный тонус, цвет кожных покровов, дыхательные движения, частота сердечных сокращений. В зависимости от того сколько баллов набрал новорожденный по шкале Апгар врачи различают 4 степени асфиксии.

  1. Легкая степень. По Апгар состояние ребенка оценивается в 6-7 балов. Новорожденный делает первый самостоятельный вдох в течение первой минуты после рождения. Но дыхание ребенка слабое, видна синюшность носогубного треугольника, тонус мышц снижен. Присутствует рефлекторная возбудимость: малыш кашляет или чихает.
  2. Средняя степень. Оценка по Апгар 4-5 балов. Новорожденный делает первый вдох на первой минуте, но дыхание нерегулярное, очень ослаблено, крик слабый, сердцебиение замедлено. Также отмечается синюшность лица, кистей, стоп ребенка, на его лице гримаса, мышечный тонус слабый, пуповина пульсирует.
  3. Тяжелая степень. Состояние по Апгар оценивается в 1-3 балла. Дыхание нерегулярное и редкое или его нет вообще. Новорожденный не кричит, рефлексы отсутствуют, сердечные сокращения редкие, мышечный тонус слабый или отсутствует, кожа бледная, пуповина не пульсирует.
  4. Клиническая смерть. Оценка по Апгар равна 0 балов. У ребенка отсутствуют какие-либо признаки жизни. Ему необходима немедленная реанимация.

Лечение

Лечение новорожденного с асфиксией начинается сразу же после его рождения. Реанимационные мероприятия и дальнейшее лечение проводят врач-реаниматолог и врач-неонатолог.

Ребенка кладут на пеленальный столик, вытирают насухо пеленкой, с помощью аспиратора отсасывают слизь изо рта и верхних дыхательных путей. Если дыхание малыша нерегулярное или отсутствует, ему на лицо одевается кислородная маска для искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Через 2 минуты оценивают сердечную деятельность, если частота сердечных сокращений (ЧСС) в минуту 80 и менее, начинают делать ребенку непрямой массаж сердца. По истечении 30 секунд снова оценивают состояние новорожденного, если улучшения нет, то в пупочную вену малыша вводят лекарственные препараты. По окончании реанимационных мероприятий ребенка переводят в палату интенсивной терапии.

Последствия

Последствия асфиксии новорожденных не менее опасны, чем само состояние, так как они приводят к развитию осложнений.

  • некроз головного мозга;
  • кровоизлияние в головной мозг;
  • отек головного мозга.
  • неврологические: энцефалопатия, гидроцефалия;
  • инфекционные: сепсис, менингит, пневмония.

Все последствия перенесенной асфиксии дают о себе знать в течение первого года жизни малыша:

  • энцефалопатия;
  • судорожный синдром;
  • замедленные реакции;
  • гипервозбудимость;
  • гибель ребенка.

Асфиксия новорожденного – это состояние представляющее угрозу жизни ребенка. Поэтому беременной необходимо регулярно посещать гинеколога, чтобы вовремя диагностировать патологии, приводящие к первичной асфиксии, и по возможности уменьшить степень их проявления.

Асфиксия — это синдром, характеризующийся отсутствием дыхания или отдельными

нерегулярными или неэффективными дыхательными движениями при рождении

ребёнка при наличии сердечной деятельности (может отмечаться расстройство

Ребёнок с отсутствием пульса, дыхания, пульсации пуповины и произвольных

движений мышц считается мертворождённым и реанимации не подлежит.

По данным разных авторов асфиксия диагносцируется у 5 — 9% новорождённых.

Асфиксия возникает внутриутробно при недостаточном поступлении кислорода к

плоду или при рождении в результате расстройства дыхания у новорождённого.

1. асфиксию плода, которая подразделяется на:

2. асфиксию новорождённого, которую делят на:

· первичную, когда родившийся младенец после перевязки пуповины самостоятельно не дышит

· вторичную, возникающую в последующие часы и дни жизни новорождённого и которая может развиться вследствие аспирации, пневмопатии, родовой травмы головного и спинного мозга, врождённых пороков лёгких, сердца, мозга.

В основе любой асфиксии лежит недостаток кислорода в крови (гипоксемия), тканях (гипоксия), накопление в организме углекислоты (гиперкапния) и других кислых продуктов обмена веществ, что приводит к развитию метаболического ацидоза.

В тканях отмечаются глубокие метаболические изменения, что приводит к нарушению функций жизненноважных органов и систем.

Состояние новорождённого после рождения оценивается по шкале Апгар на 1 и 5 минутах по 5 наиболее важным клиническим признакам:

Читайте также:  Причины обструкции дыхательных путей

1. частота сердечных сокращений

2. частота дыхательных движений

3. мышечный тонус

4. реакция на носовой катетер или реакция на раздражение подошв

Состояние оценивается суммой баллов (максимально по 2 балла по каждому признаку в отдельности).

Здоровые новорождённые имеют оценку 8 -10 баллов.

Различают 3 степени тяжести асфиксии по шкале Апгар:

При асфиксии лёгкой степени тяжести – нормальное дыхание не установилось в течение первой минуты после рождения, но чсс более 100 ударов в 1 минуту, мышечный тонус снижен, незначительный ответ на раздражение подошв, акроцианоз.

Оценка по шкале Апгар 6 – 7 баллов.

При асфиксии средней степени тяжести — в первые минуты жизни ребёнок вялый, наблюдается спонтанная двигательная активность, реакции на раздражение подошв слабые, физиологические рефлексы угнетены, крик короткий, неохотный, малоэмоциональный.

Дыхание редкое, нерегулярное.

Кожа может быть цианотичная, на фоне дачи кислорода быстро розовеет, но нередко остаётся акроцианоз.

Чсс менее 100 ударов в 1 минуту.

Оценка по шкале Апгар – 4 – 5 баллов.

При тяжёлой асфиксии — пульс при рождении менее 100 ударов в 1 минуту.

Дыхания нет или оно затруднено, редкое, нерегулярное.

Мышечный тонус, реакции на раздражение подошв низкие или отсутствуют.

Кожа бледная или цианотична, цвет её восстанавливается медленно.

Большинство физиологических рефлексов вызвать не удаётся.

Оценка по шкале Апгар – 0 – 3 балла.

Асфиксия новорождённого — терминальное состояние, которое требует проведения реанимационных мероприятий.

С 1994 года американские и русские неонатологи разработали протокол первичной реанимации новорождённого, по которому оказание неотложных мероприятий длится 15 – 20 минут (у нас — 20минут).

Обязательные условия проведения неотложных мероприятий:

1. по протоколу работают 2 специалиста (искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) + непрямой массаж сердца (НМС))

2. начинаем работать с предродовой, изучая анамнез, прогнозируем рождение ребёнка в асфиксии и готовим всё необходимое:

Ø в родильном зале должна быть закрыта дверь, не допускается движение воздуха,

Ø температура должна быть 24 0 , чтобы не было переохлаждения ребёнка (переохлаждение усиливает обменные процессы, повышая тем самым потребность организма в кислороде)

Ø включаем, проверяем установку источника лучистого тепла, прогреваем столик для ребёнка

Ø готовим маски и мешок Амбу, источник кислорода

Ø готовим валик под плечики ребёнка и лекарственные средства

3. начинаем помощь с первых секунд, не ждём оценки по шкале Апгар по 5
признакам, а в основу оценки состояния новорождённого при асфиксии берём 3
показателя — дыхание, цвет кожи, чсс.

Эти показатели оцениваются последовательно.

Существует три закона реанимации:

1. срочно освободить дыхательные пути (от слизи, мекония)

2. восстановить дыхание

3. поддержать кровообращение

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Остановка дыхания у ребенка. Что делать, если ребенок задыхается? Причины асфиксии и ее профилактика.

Казалось бы, что может грозить новорожденному в стенах родного дома? Он ведь и двигаться еще толком не умеет. Тем не менее дети первого месяца жизни нередко становятся жертвами трагических случайностей. Одна из них — удушье, или, как называют его медики, асфиксия. Что делать в такой ситуации и можно ли ее предотвратить?

Причины удушья у детей

Асфиксия — удушье, вызванное сдавлением дыхательных путей, закрытием их просвета слизью, пищей, сдавлением шеи, грудной клетки и живота и ведущее к кислородному голоданию и избыточному накоплению углекислого газа в тканях и клетках организма, что грозит тяжелыми расстройствами деятельности нервной системы, дыхания и кровообращения.

У новорожденного это состояние может быть вызвано в основном двумя причинами:

  1. Наличие внешнего препятствия для свободного дыхания: на лицо ребенка может упасть пеленка, повешенная на перила кроватки, или угол одеяла; кроха может уткнуться или «заползти» под одеяло, когда он беспокойно спит или когда просыпается. Надо сказать о наличии у новорожденных безусловного рефлекса ползания: ребенок лежит на животе и, если ему под ступни попадает что-то твердое (бортик кроватки, пеленального стола), то малыш способен отталкиваться ножками от предмета и совершать ползающие движения, приподнимая и перемещая вперед ягодицы. При этом голова, плечи и руки пассивно продвигаются по поверхности. Запутывание в веревочках пододеяльника, бампера, низко повещенных на кроватку погремушках также может стать причиной удушья. Длинные шнурки от чепчиков, сосок-пустышек, ювелирные цепочки могут обвиться вокруг шеи ребенка, вызывая у него удушье, осложняющееся усилиями малыша освободиться от них. Совместный сон в одной кровати малыша и родителей, а тем более — совместный сон крохи в одной кровати со старшими братьями, сестрами тоже опасен из-за возможного удушья новорожденного. Его могут нечаянно накрыть с головой, прижать лицо малыша к своему телу. Также опасно укладывать спать малыша на кровать с гидроматрасом. Кроха может оказаться между ее неподвижными частями и подвижным матрасом. Не стоит слишком доверять старшим детям уход за новорожденным. Они могут слишком рьяно заботиться о младшем: излишне его укутать, укрыть одеялом или накормить ребенка не подходящей ему по возрасту пищей, например, поделиться с ним печеньем, особенно если малютка плачет.
  2. Попадание инородных тел в дыхательные пути (чаще всего это бывают пищевые массы при срыгивании, рвоте) является причиной несчастных случаев. Особенно это опасно для недоношенных, ослабленных детей, у которых все защитные рефлексы еще недостаточно развиты. У таких малышей может произойти остановка дыхания во сне, без появления характерного кашля в качестве защитной реакции, когда организм пытается освободиться от инородного тела.
Читайте также:  Как правильно дышать диафрагмой

Внешние признаки асфиксии

У малыша наблюдается двигательное беспокойство, поперхивание, ребенок хватает ртом воздух, может быть сдавленный приглушенный плач (но бывает, что дети не плачут и тем самым не привлекают к себе внимания). Могут появиться не свойственные ранее хрипящие, свистящие звуки — так называемое стридорозное дыхание, осипший голос или полное его отсутствие, неожиданный, приступообразный кашель, одышка, втягивание надключичных ямок, межреберных промежутков, живота, испуганные глаза, образование большого количества слюны, учащенное, а затем замедленное сердцебиение, ослабленное дыхание. Характерны для удушья цианоз (синеватое окрашивание) лица, конечностей, тела, потеря сознания, судороги, полное мышечное расслабление, отсутствие рефлексов.

Что делать, если ребенок подавился?

В такой критической ситуации времени на ожидание медицинской помощи нет, и необходимо рассчитывать прежде всего на себя.

  1. Попросите находящихся рядом людей вызвать «скорую помощь», и не тратьте сами на это бесценное время. Освободите ребенку дыхательные пути: снимите пеленку, одеяло с лица, уберите предметы, сдавливающие шею, вытрите с лица пищевые массы, которые срыгнул ребенок. Попытайтесь резиновой грушей для клизм отсосать содержимое (пищевые массы) изо рта и носа. Ротовую полость можно освободить от возможных инородных предметов пальцем, обернутым салфеткой, платком. Если ребенок плачет, хрипит, кашляет, значит, дыхательные пути частично проходимы. Малышу надо помочь откашляться, перевернуть ребенка вниз головой, похлопать между лопатками или надавливая ложечкой на корень языка, вызвать рвотный рефлекс. Можно даже, взяв ребенка за ножки, перевернуть его вниз головой и еще несколько раз хлопнуть по спине. Также можно сымитировать кашель резким сжатием кистями с боковых сторон нижней части грудной клетки и этим попытаться вытолкнуть предмет. В большинстве случаев этих мероприятий бывает достаточно для выталкивания инородного тела.

Но не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший в горле, — так вы можете протолкнуть его еще дальше и вызвать рефлекторную остановку дыхания.

  1. Если данные мероприятия успеха не принесли, ребенок не плачет, не дышит, цвет кожи остается синюшным, пульс и сердцебиение не обнаруживается, необходимо приступать к реанимационным мероприятиям: искусственному дыханию и непрямому массажу сердца, которые выполняются одновременно. Отметьте время, когда вы начали их.

Ребенок не дышит? Начинаем реанимацию!

Прежде всего нужно положить ребенка на спину на ровную жесткую поверхность (стол, пол, земля), а под лопатки положить пеленку, одежду, скатанную в виде валика. Тогда голова пострадавшего окажется запрокинутой и язык не будет западать, препятствуя прохождению воздуха в дыхательные пути. После этого ребенка надо раздеть, убрав всю сдавливающую одежду.

Реанимацию начинают с искусственного дыхания. У новорожденных оно проводится и в нос, и в рот сразу. Предварительно сделав неглубокий вдох, плотно охватите рот или нос ребенка своим ртом и произведите короткий выдох примерно тем объемом воздуха, который может поместиться у вас во рту, но не больше, так как вдыхание всего «взрослого» объема легких может привести к разрыву легких ребенка. Существует критерий эффективности искусственного дыхания — экскурсия (движение) грудной клетки пострадавшего, сходная с дыханием. Но следите, чтобы при вдыхании воздуха у ребенка не раздувались щеки: это свидетельствует о том, что воздух не попадает в легкие и помощь неэффективна. Проверьте, плотно ли ваши губы обхватывают нос или рот пострадавшего, достаточно ли запрокинута голова и не закупоривает ли язык дыхательные пути, все ли инородные тела удалены из ротовой полости. Плотнее прижмите губы к лицу ребенка, еще раз запрокиньте голову или дополнительно освободите ротовую полость от инородных тел. У детей до года частота вдуваний примерно равна 20 в 1 минуту.

Примечание. Пульсацию у новорожденного проще всего обнаружить на большом родничке, а также на плечевой артерии: руку ребенка отведите от тела и поверните ладонью вверх. В средней трети плеча на внутренней стороне указательным и средним пальцами нащупайте пульс между двумя мышцами. Проверять пульс на сонной артерии, на шее у новорожденных трудно из-за того, что шея еще короткая, а кожа на ней имеет многочисленные складочки.

Для того чтобы проверить сердцебиение, необходимо положить свою ладонь на грудную клетку малыша, на область левой молочной железы. Если вам удается ощутить сердцебиение, но пульса на артериях нет, то сердечная деятельность считается недостаточной и необходимы реанимационные мероприятия. Такие мероприятия необходимы и при отсутствии сердцебиения.

После каждого вдоха необходимо проводить непрямой массаж сердца.

На грудной клетке малыша необходимо найти точку, на которую следует нажимать. Ориентир таков — она располагается на ширину одного пальца ниже линии, мысленно проведенной между сосками, по левому краю грудины (примерно в нижней ее трети).

Детям до года необходимо резко нажимать на данную точку двумя пальцами — указательным и средним, при этом руки следует держать строго перпендикулярно телу пострадавшего, в локтях не сгибать, усилия должны производиться только руками, а не всем телом, то есть нельзя переносить вес своего тела на руки, чтобы не повредить ребра ребенка.

Читайте также:  Спазм дыхательных путей симптомы

Грудную клетку ребенка надо обхватить обеими руками (большие пальцы лежат на указанной области) и энергично сжимать ее. Частота надавливаний на грудную клетку у новорожденных — 120 раз в минуту. Помните, что при выполнении искусственного дыхания массаж сердца прерывают, чтобы он не мешал дыхательным движениям грудной клетки.

Критерий эффективности непрямого массажа сердца — появление пульса на большом родничке и крупных сосудах (см. выше). Поэтому, проводя реанимацию, примерно раз в минуту проверяйте наличие пульсации. В том случае, если пульсация восстановилась, непрямой массаж следует прекратить, а искусственное дыхание продолжать до восстановления самостоятельного дыхания. Если пульс отсутствует, продолжайте реанимацию дальше и ежеминутно контролируйте пульс. Иногда определить пульс бывает затруднительно из-за малого наполнения сосудов или в результате ошибки при поиске точки нащупывания пульса. Поэтому спустя 3-5 минут непрямой массаж сердца и искусственное дыхание рекомендуется прервать и по внешним признакам установить наличие самостоятельного сердцебиения, спонтанного дыхания, размера зрачков. Узкие зрачки является признаком восстановления работы головного мозга.

Чего вы должны добиться в результате всех реанимационных мероприятий? Восстановления жизнедеятельности организма, т.е. возникновения самостоятельного дыхания, пульсации, сердцебиения, сужения зрачков и реакция их на свет, изменения цвета кожи с бледного, синюшного на розовый.

Затем ребенка следует доставить в больницу для всестороннего обследования, особенно если остановка дыхания развилась при срыгивании или рвоте. Пищевые массы, попавшие в бронхи из желудка, являются кислыми за счет желудочного сока и тем самым являются агрессивной средой для нежной слизистой оболочки дыхательных путей, приводя к ее повреждению, воспалению. Скорее всего, в таком случае будет проведена санационная бронхоскопия (введение в бронхи оптического аппарата, который позволяет осмотреть бронхи и при необходимости провести их промывание), рентгенограмма и назначены антибиотики.

Если при оказании реанимационной помощи сердцебиение и дыхание не восстанавливаются, а зрачки остаются широкими, то непрямой массаж сердца и искусственное дыхание следует продолжать до приезда «скорой помощи» или до сердечной и дыхательной деятельности. Решение о прекращении реанимации принимает врач.

Чтобы увеличить время жизни коры головного мозга при нарушении жизнедеятельности, в первые же мгновения после потери сознания обложите голову ребенка чем-то холодным (грелкой, бутылками с холодной водой, льдом из холодильника, пакетом с замороженными овощами, замороженным мясом и т.д.).

Если на любом этапе реанимации у ребенка началась рвота, поверните его на бок, пальцем очистите рот от рвотных масс, снова уложите на спину и продолжайте оживление.

Профилактика удушья у новорожденного

  1. После каждого кормления ребенку следует дать возможность отрыгнуть воздух, заглоченный с пищей. Для этого его нужно подержать некоторое время вертикально и ни в коем случае не класть сразу после кормления. Некоторые дети (особенно недоношенные или ослабленные) могут срыгивать повторно, уже находясь в кроватке. Для предотвращения вдыхания содержимого поворачивайте голову младенца всегда набок. Если срыгивания частые и обильные, то это является поводом для обращения к врачу.
  2. Выбирая детское постельное белье и одежду, предпочтение следует отдавать товарам без всевозможных завязочек, тесемочек и т.п. Вместо детского одеяла можно пользоваться специальным конвертом для сна, не использовать слишком большие «взрослые» одеяла. Можно использовать специальные сетчатые одеяла для младенцев.
  3. Не следует оставлять надолго старших детей одних около новорожденного, надеясь на их взрослость и рассудительность, а также класть спать младенца в одну кровать с ними. Да и совместный сон в одной кровати с родителями с точки зрения возможной асфиксии не безопасен.

Учеными выявлена определенная взаимосвязь между сном ребенка на животе и увеличением частоты возникновения синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Так называется внезапная смерть ребенка первого года жизни (особенно первого — четвертого месяца) по невыясненным причинам, на фоне полного здоровья, чаще в ночные и предутренние часы. Объяснить причины этого явления не помогают ни подробное изучение медицинской истории малыша, ни результаты патологоанатомического исследования. Пока уточнены лишь влияющие на внезапную смерть факторы, по которым можно выделить детей группы риска и проводить для них профилактические мероприятия. Однако в положении на животе легче отходят газы из вздутого живота младенца, укрепляются мышцы спины, формируется правильное положение тазобедренных суставов. И если вы не рискуете уложить малыша спать на живот ночью, то вполне можете сделать это днем, когда ребенок находится под вашим контролем. Но и в положении на спине есть свои минусы. В этом положении детки, страдающие срыгиваниями и рвотой, могут захлебнуться рвотными массами. А при недоразвитой уздечке язык также легко может западать.

В заключение отметим, что о безопасности малютки надо думать всегда. Он очень беззащитен и помочь себе может, разве что призывая окружающих плачем.

Статья предоставлена журналом «Беременность. Мама и малыш»

Читайте также:
Adblock
detector