Методика стрельниковой дыхательная гимнастика для детей

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika_strelnikovoy.docx 27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика
А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста

Мастер-класс для воспитателей

Воспитатель высшей квалификационной категории Михеева Н.В.

Дыхательная гимнастика
А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.

Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от цели и условия общения.

Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой нормализует волнение, давление и температуру, помогает в лечении гипертонии, избавлении от сутулости, ликвидирует ночное недержание мочи; используется при лечении заикания.

Заикание занимает совершенно особое место среди речевых расстройств, и именно с ним, точнее, с беспрецедентно большим процентом излечения этого недуга прочно ассоциируется гимнастика Стрельниковой.

Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений.

Итак, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении и используется в лечении заикания. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.

Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Стремитесь к тому, чтобы он был естественным: максимально активным, коротким, как укол, яростным, и резким до грубости. Чтобы понять, как совместить все эти требования в рутинном дыхательном движении, воспользуемся советом Александры Николаевны. Она считала, что сторонники объемного, затянутого вдоха пребывают в величайшем заблуждении относительно его безвредности для здоровья. Вспомните, говорила Александра Николаевна, как принюхиваемся все мы, когда в воздухе пахнет гарью. Какова наша реакция на опасность? Вспомнили! Наши предки использовали обоняние для защиты от врагов, а современный человек использует доставшуюся от предков способность воспринимать и различать запахи для защиты собственного здоровья. Выполняя упражнения, думайте только о вдохе и никогда не стесняйтесь шумных звуков, которые производятся при такого рода энергичном дыхании.

Ваш вдох должен быть непродолжительным и заинтересованным! При этом нужно – представить себе, что от интенсивности и качества вдоха зависит не только ваша жизнь, но и жизнь тех, кого вы приручили и обязаны защищать. Согласитесь, ничего трудного в такой модели вдоха нет. Просто требуется время, чтобы осознать все рекомендации А. Н. Стрельниковой, и начать правильно дышать.

Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Движение, движение и еще раз – движение! Выполняя упражнения, соблюдайте одновременность вдохов и движений и ни в коем случае не контролируйте выдох – пусть он будет произвольным, однако лучше всего выдыхать ртом.

Обратите особое внимание на то, что вдох следует делать или в момент выполнения движения, или в момент максимального сжатия грудной клетки.

Выдох – результат вдоха.

Следите за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Естественно, что для детей достаточно 8-16 серий.

А. Н. Стрельникова особо подчеркивала важность соблюдения этого правила для всех, кто решил заняться оздоровлением по ее методике.

Какое количество вдохов рекомендуется делать подряд? Этот вопрос решается индивидуально, однако можно делать именно столько вдохов, сколько даются вам без труда – свободно, комфортно и легко.

А. Н. Стрельникова подчеркивала, что дыхательные упражнения – это борьба за крепкий и здоровый сон, и в идеальном варианте легкие нужно накачивать за час до сна.

Если вы решили заняться дыхательной гимнастикой Стрельниковой всерьез и надолго, никогда не выполняйте упражнения мимоходом. Настройтесь на занятия, отрешитесь от проблем, мешающих занятиям, сконцентрируйтесь и вслушайтесь в себя. И тогда вы услышите собственное дыхание и сразу же поймете, что делаете правильно, а что – неправильно.

А. Н. Стрельникова считала, что гимнастикой нужно заниматься независимо от самочувствия, более того, чем оно хуже, тем чаще следует выполнять дыхательные упражнения, правда, следует чаще отдыхать.

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Гарью пахнет – ох-ох!

Шаги-вдохи по Стрельниковой можно делать на месте, при ходьбе по комнате, если позволяет метраж, или даже переступая с левой ноги на правую – вперед-назад, вперед-назад. Главное, чтобы ваши движения были ритмичными и частыми.

Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки <хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Повороты и наклоны головы

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте).

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

Африканский фрукт – банан,

Овощ синий – баклажан,

От лимона – аромат,

Нюхать лук не каждый рад.

Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Категорически не рекомендуется делать энергичные повороты и приседания при травмах нижних конечностей, при артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, а также при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника. Внимание! При любых травмах позвоночника обязательно проконсультируйтесь у хирурга!

Вышла кошка на охоту –

Воробьев поймать охота.

Носом чует запах дичи –

Вправо смотрит – нет добычи,

Влево смотрит – видит их

И хватает в тот же миг.

Подражая этой кошке –

В кулачки сожмем ладошки,

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно.

Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха:

Руки в кулачки сжимаем –

Теперь руки вниз толкаем –

Кулачки тут разжимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Внимание! При любых травмах позвоночника обязательно проконсультируйтесь у хирурга!

Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля.

Едем, едем мы домой.

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем

Голову не поднимаем!

Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Для детей – в сопровождении стихотворения:

Ой, ребята, замерзаем –

Плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный.

Вдох и движения выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.

Шину стали мы качать.

Стали руки замерзать.

Два – мы плечи обнимаем.

Вот несколько основных упражнений, которые я использую в своей работе. Думаю, вам пригодится.

1. Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. – М. : В. Секачев. – 1998.

2. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л, Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М. : Просвещение. – 1993.

3. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург. – 1992.

4. Лавров Н. Н. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2003.

5. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. — Эксмо-пресс. – 2002.

6. Одинцова Т. С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2000.

7. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – С-Пб. : Союз. – 2001.

8. Селиверстов В. И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М. : Владос. — 1994.

9. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М. : Метафора. – 2003.

21 век давно стал временем технологического развития. У молодежи значительно ухудшается здоровье из-за самых разных проблем. Сейчас среди школьников и студентов больше приветствуется умственная нагрузка, а физкультуры в жизни детей становится все меньше и меньше. От этого двигательная активность подрастающего поколения значительно уменьшается, что приводит к новым проблемам со здоровьем и этот круг замыкается. Но эти изменения в жизнедеятельности представителей современной молодежи обусловлены временем, в котором они проживают. Отсюда следует очень простой вывод: к любым обстоятельствам всегда можно и нужно подстроиться. Тем более что есть множество простых упражнений. Но, как известно, спортом нужно заниматься регулярно, начиная еще с дошкольного возраста. В материалах этой статьи пойдет речь о дыхательной гимнастике Стрельниковой, разработанной для детей дошкольного возраста, но и школьники, и более взрослые дети могут использовать эти упражнения для улучшения самочувствия и общего состояния.

Актуальность дыхательной гимнастики для дошкольников

Переоценить актуальность дыхательной гимнастики во времена технического развития крайне сложно. Упражнения на дыхание не заставляют делать сложные движения. В тоже время они раскрывают легкие человека, насыщая внутренние системы необходимым количеством кислорода. Дыхательная гимнастика развивает мускулы грудной клетки, что в последствие увеличит показатели в положительную сторону.

Спокойствие организма невозможно без медленного дыхания. Отсюда и множество факторов, которые не всегда доступны современному человеку. Так выход из стрессовой ситуации возможен при возобновлении спокойного дыхания. А этому научиться можно только во время гимнастических упражнений. Сюда же повышенные нагрузки, плохая экология и прочее излучение техники. Все эти факторы способствуют ухудшению здоровья. Так в последние годы появилась тенденция множественных заболеваний у детей до 7 лет. Причем тут же сказывается дефицит массы тела. Он появляется при снижении двигательной активности. Дети больше играют в видеоигры.

Важно: дыхательная гимнастика является хорошей тренировкой речевого аппарата и показана детям, страдающим речевыми нарушениями, например, заиканием. Умение правильно дышать помогает расслабить речевые центры и благоприятно сказывается на речи ребенка.

Актуальность дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста переоценить невозможно. А современные медики вообще говорят, что такие упражнения способствуют увеличению сопротивляемости иммунитета. Ведь сейчас есть упражнения, методы и способы для проведения подобных упражнений.

Педагогическая целесообразность дыхательной гимнастики

Внедрение технологий привело к меньшему развитию дошкольников и даже ухудшению показателей успеваемости детей различных возрастных групп. Их внимание отвлечено на видеоигры или мультики. В ДОУ сейчас нет программ, способных противостоять этому. Поэтому весь упор лучше делать на физические упражнения. Но вести детсадовцев на турник или брусья крайне глупо. А вот дыхательная гимнастика выручает.

Кстати, неврологи утверждают, что использование в жизни детей таких гаджетов, как смартфоны, планшеты и компьютеры негативно сказывается на их психоэмоциональном развитии. Частые игры тормозят речевые центры головного мозга, вызывая самые различные проблемы со здоровьем, начиная от задержки речевого развития и неумения формулировать мысль, и заканчивая серьезными проблемами неврологического характера.

Целесообразность с точки зрения педагогики полностью оправдана хорошими результатами. Причем применение дыхательной гимнастики не требует дополнительных денежных затрат. Даже специалистов привлекать не нужно. Все, что необходимо от преподавателей это наличие времени на изучение программы, проветриваемое помещение и сконцентрировать внимание детей. Все это доступно и без каких-либо сложностей.

Показана для взрослых и детей. Отсюда можно смело двигаться к завладению внимания детей. Ведь им потребуется брать пример, а это напрямую является положительным воздействием. Особенно в случаях непосед.

Польза дыхательной гимнастики для дошкольников

По мнению медицинских специалистов, упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой сочетаются с множеством даже самых простых действий. А именно:

  • Ходьба, бег, плаванье;
  • Восстановление работоспособности органов после переноса тяжелых заболеваний;
  • Профилактика болезней, которая доступна даже малоимущим семьям.

Также нельзя забывать про следующие преимущества от ведения дыхательной гимнастики:

  • Проведение занятий не требует каких-то особенных условий или наличие спортивного инвентаря;
  • Уже на первой стадии объем легких увеличивается во много раз;
  • Насыщение всех органов кислородом в необходимых количествах;
  • Тренировка мышечной активности грудной клетки помогает в будущих спортивных начинаниях;
  • Иммунитет активизируется, что приводит защитные механизмы организма в действие;
  • Снижение артериального давления и укрепление стенок сосудов с внутренней части.

Оценка даже одного показателя из множества приведет к ошеломляющим результатам. А эффективная помощь в лечении огромного списка болезней и недугов только улучшается, когда организм насыщается кислородом. При минимальных занятиях в 10 минут на чистом воздухе или при открытом окне обеспечит взрослым и детям отличное настроение и огромное количество энергии. Последующие изменения во внутренних органах станут приятным удивлением для человека.

Любые хронические заболевания или наличие сахарного диабета станут меньше влиять на жизнь детей. Если наблюдаются проблемы в сердечно-сосудистой системе или с работой нервов, то дыхательная гимнастика принесет свои плоды через одну-две недели. Организм станет меньше переутомляться, а все процессы внутри него получают дополнительный стимул к развитию. Никакого стресса или прочих факторов, отрицательно влияющих на это.

Польза от выполнения таких упражнений в некотором роде может оказать благоприятное воздействие на становление осанки детей. Ведь делая дыхательную гимнастику, дети будут вытягиваться в рост. Это даст оптимальный темп развития и последующую нормализацию работы всего тела.

С чего начать занятия?

Во-первых, необходимо подготовить помещение. Если оно захламлено, то потребуется убрать все предметы мебели. Во-вторых, произвести уборку внутри. Не должно быть пыли, грязи, плесени и прочих грибковых образований. Следующий шаг направлен на дезинфекцию и проветривание. Вместо хлорки лучше использовать более щадящие вещества. Тем более, когда начнется проветривание холодным воздухом после уборки. Если какие-либо бактерии и выживут, то низкая температура добьет их окончательно. В-третьих, помещение не должно быть холодным или слишком прохладным. После этих действий его потребуется нагреть до необходимого минимума и прибавить еще 5-6 градусов. Ведь упражнения проводятся при открытой форточке. Это означает, что дети будут дышать свежим воздухом. Исключение заболеваний для педагогов должно являться наиважнейшим фактором.

Дальнейшие действия должны проходить в определенной последовательности. Каждое занятие лучше проводить на голодный желудок. В ДОУ это время перед приемом пищи. Подготовительных упражнений не требуется. Дети разводятся по всей комнате так, чтобы можно было им стоять в полном комфорте. На одного дошкольника примерно 1кв.м. Дальнейшие действия проводятся в зависимости от выбранной программы или конкретных упражнений. Их очень много. Причем некоторые можно даже проводить в виде песен.

Проведение конкретных занятий для облегчения протекания болезней

Есть специальные занятия, способствующие вылечиванию недугов. Дыхательная гимнастика не всегда помогает во всех направлениях. Иногда есть подготовительные упражнения или связывающие. В любом случае, каждое из них нацелено конкретный результат.

Дети становятся напротив преподавателя. Руки складываются в локтях ладошками наружу. От тела должны разделяться на расстоянии 2-3 см. Следующим действием происходит вдох, а ладони сжимаются в кулаки. Сила должна быть нормальной. Это очень важно для внутренних процессов. Выдох происходит в свободной форме, через рот или нос, не важно. Кулаки разжимаются.

Гимнастика осуществляется в свободной форме. Воздух должен активно циркулировать по организму. После 4-6 полных оборотов упражнения наступает небольшая передышка. Она сопровождается до 15 секунд. Затем все повторяется. Для дошкольников необходимо проводить не меньше 100 оборотов. То есть, 100 вдохов и 100 выдохов. После двух-трех дней можно увеличивать до 10-12 оборотов и 10 секунд отдыха. Для лежачих больных все проводиться также, только в кроватях. А в сидячем положении главное это держать спину прямо.

Это упражнение начинается с правильной расстановки детей в помещении. Им придется выполнять действия руками, поэтому они могут задеть друг друга. Далее все действия осуществляются после вдоха или выдоха. Вначале необходимо встать и расслабить тело. Потом совершается стремительный вдох. Руки устанавливаются на уровень пояса. Во время выдоха они опускаются вниз, на исходную позицию. Кстати, лучше если их сжать в кулаки и упереть в бока. Но не сильно. Тогда дыхательная гимнастика сопровождается еще и развитием мелкой моторики.

Серия для новичков начинается от 8-12 подходов и сопровождается небольшим отдыхом в 15-20 секунд. Очень эффективно при искривлениях позвоночника или эпилептических припадках. Но их выполнение необходимо согласовать с лечащим врачом. Выполняются только стоя.

Все начинается в выставления ног на ширину плеч. Далее необходимо немного наклониться вперед так, чтобы плечи были немного сутулены. Руки опускаются параллельно телу. Голова немного наклонена вниз, но не сильно. Если требуется, то можно упереться попой в стену.

На выдох тело упускается вниз на 20-30 см. Наклон должен быть таким, будто стараетесь поймать медленно спускающееся перо. На вдох тело поднимается обратно. В общем, упражнение должно напоминать накачивание велосипедного колеса с помощью насоса. Данное упражнение эффективно позволяет справиться с бронхитом или сильным кашлем. Выполняется 10х10, пока не количество не достигнет 100 раз. После группы повторений осуществляется 5 секундный перерыв.

Для совсем маленьких количество уменьшается наполовину. Но качество должно оставаться прежним. И отдых увеличивается до 20 секунд, при необходимости.

Начинается с выбора исходного положения. Выполняется, как сидя, так и стоя. Руки ставятся перед собой, согнутыми в локтевом суставе. На вдох ребенок обнимает себя. На выход возвращается в исходное положение. Процесс обнимания чередуется сменой рук, находящихся сверху. Вдох осуществляется резко, выдох – плавно.

Дыхание в этом упражнении лучше чередовать. Вначале можно через нос, потом рот. Возврат в первоначальное положение осуществляется спокойно и без суеты. Развитие моторики и реакции будет сопровождаться с гимнастикой.

Это упражнение может очень сильно заинтересовать детей. Особенно в маленьком возрасте. Все дело заключается в том, что оно напоминает небольшой танец. Ноги выставляются на ширину плеч. Спина выпрямляется, руки опускаются вниз. На вдох осуществляется небольшое приседание и поворот тела вправо. Выдох возвращает на исходную позицию. Следующий вдох происходит уже влево.

Упражнение повторяется 50 раз. Через каждые 6-8 происходит отдых в течение 10-15 секунд. Чтобы у детей вызвать дополнительный интерес, их выстраивают вкруг. Сильно помогает при лечении заболеваний сердца и сосудов. Также не редкостью отмечается улучшение состояния при аденоидах.

Самое простое упражнение. Заключается в обычных поворотах головы и последовательном дыхании. Оно осуществляется спокойно и без резкостей. Кстати, в этом упражнение, получается, эффективно чередовать дыхание через нос или рот. Стандартное число повторений сопровождается периодическим отдыхом.

Вместо заключения или общие рекомендации к дыхательной гимнастике

Главным требованием к проведению дыхательной гимнастики является то, что упражнения выполняются под тщательным присмотром преподавателей. Если это ДОУ, то можно устраивать мини-тренировки даже во время прогулок. Причем и дети будут заняты, и помещение готовить не нужно. Тем более, когда спокойные морозы или жаркое лето. Да и детям будет лишний повод получить заряд положительной энергии. Если же по каким-либо причинам ребенок не посещает детский сад, то родители могут заниматься с ним дома, по приведенным выше рекомендациям. В любом случае, дыхательная гимнастика даст положительные результаты для здоровья детей и укрепления их общего состояния.

Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста – это профилактика простудных заболеваний, способ обойтись без лекарств для лечения кашля, астматического бронхита.

С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Одной из полюбившихся педагогам, родителям стала дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой.

Давайте разберемся, зачем нужна дыхательная гимнастика, при каких заболеваниях эффективна, как ее использовать, почему так популярна.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике.

Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов.

Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью.

Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

  1. Сконцентрируйтесь на вдохе – это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.
  2. Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.
  3. Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.
  4. Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.
  5. Сохраняйте маршевый ритм дыхания.
  6. Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел.
  7. Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.
  8. Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.

У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.

Обучение дыхательной гимнастике – задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно.

Упражнения

Тренажер Стрельниковой предусматривает комплекс упражнений для детсадовцев. Всего их 14, но начать нужно с первых трех (базовых):

Осваивать дополнительный комплекс можно ближе в 6 годам.

Рекомендуется использовать базовые упражнения для разминки и как основу любых занятий предназначенных для развития речевого, физиологического дыхания.

Цель: укрепление органов дыхания, разминка.

  • Занять положение стоя, руки держать в согнутом положении, ладошки повернуты вверх.
  • При вдохе ладони сжимаются.
  • Необходимо делать 4 вдоха носом, выдох производится свободно, непринужденно.
  • После четырех вдохов делается 5-ти секундный перерыв, потом серия сжатий ладоней, вдохов и выдохов повторяется.

Выполнять упражнение 96 раз.

Цель: разминка, укрепление органов речи, дыхания.

  • Ребенок стоит, держит кулаки сжатыми, руки вдоль тела в свободном положении.
  • При резком вдохе кулаки разжимаются, как будто что-то отталкивают.

После 8-ми шумных вдохов следует перерыв 5 секунд.

Повторить цикл 12 раз.

Цель: профилактика приступов астмы, лечение бронхитов, ОРЗ.

  • Ребенок стоит прямо, руки протянуты вдоль корпуса. Ноги нешироко расставлены.
  • Наклоняется вперед, выгибает спину как кошка. Во время наклона корпуса делается короткий вдох носом. Медленно выпрямиться и выдохнуть. После 8 наклонов пауза – 5 секунд.

Повторять цикл 12 раз.

Цель: тренировка резкого и короткого носового вдоха при движении.

  • Дошкольник стоит на полу, чуть расставив ноги. Выполняет приседания. При этом пятки прижаты к полу.
  • Одновременно резко поворачивает корпус в сторону и шумно вдыхает носом. Выдох произвольный.
  • Спину нужно держать прямо. приседания делать неглубокие, пружинистые. Ручки согнуть в локтях.

Количество повторов: 12 раз по 8 вдохов в одну сторону и другую.

Цель: нормализация ритма дыхания при движении, восстановление тонуса мышц речевого и дыхательного аппаратов.

Цикл заданий представлен двумя видами упражнений “Передний”, “Задний шаг”.

Начинать следует с освоения техники “Переднего шага”:

  • Исходное положение (ИП):ребенок стоит на полу, спина прямая, руки вытянуты по швам.
  • Дошкольник поднимает одну ногу, сгибает ее в колене, медленно тянет к животу. На другой ноге одновременно выполняется легкое приседание. В момент движения корпусом делается короткий вдох носом. Корпус сохраняет прямое положение, не сгибается вперед или назад.
  • На выдохе ребенок занимает ИП.
  • Затем повторяет упражнение, приседая на другой ноге.

Количество повторов: 8 подходов.

Техника “Заднего шага”:

  • ИП: стоя, спина прямая, одну ногу завести назад, согнуть в колене (не до конца).
  • Выполняя приседания на прямой ноге, ребенок вдыхает шумно через нос. Возвращаясь в ИП, выдыхает через рот. Потом меняет ноги местами. Во время приседаний можно поднимать руки не выше пояса.

Повторы: 4 на каждой ноге. В итоге получается 8 циклов вдоха-выдоха.

Цель: восстановление ритма дыхания, обучение детей снятию приступа удушья при астме, тренировка голосовых связок.

  • Сидя или стоя, поднять руки до плеч. Обхватить максимально глубоко плечи, шумно вдохнуть.
  • Отпустить плечи и выдохнуть.
  • Поменять верхнюю руку и повторить объятия.

Количество повторов: 12 подходов, в каждом 8 вдыханий и выдыханий.

Цель: тренировка мышц гортани.

  • Ребенок стоит прямо, ноги расставлены широко, руки на поясе.
  • Резко поворачивает голову в стороны, делает шумный короткий вдох.
  • Быстро поворачивает ее в другую сторону и выдыхает произвольно.
  • Исходное положение принимать не нужно. Спину всегда держит прямо. Повторяет повороты не менее 4 раз. Потом отдыхает.

Следите за состоянием ребенка, у него может закружиться голова во время занятий. Пусть отдыхает не менее 10 секунд после 3-4 подходов.

Комплекс при аденоидах

С помощью занятий по авторской методике возможно устранить патологическую гипертрофию (аденоиды) 1 и 2 степени.

При наличии 3 степени развития болезни требуется хирургическое вмешательство, а дыхательные упражнения для детей по Стрельниковой используются в качестве реабилитационных методов для восстановления подвижности мышц, восстановления тканей.

По мнению специалистов (терапевтов, отоларингологов) аденоиды просто рассасываются, благодаря восстановлению носового дыхания.

Для лечения и реабилитации используйте следующие упражнения:




Комплекс при заикании

Логоневрозы, по мнению Александры Николаевны, возникают на почве нарушения координации движений группы мышц речевого аппарата. Комплекс ее упражнений помогает ребенку справиться с нервозностью, расслабить мышцы гортани, губ, языка.

Обучить ребенку нужно следующим упражнениям:

  • Ладошки
  • Погончики
  • Насос
  • Кошка
  • Обними плечи
  • Звуковые упражнения




Дыхательная гимнастика для развития речи будет эффективной только при регулярном выполнении. Изменения в общем состоянии малыша и улучшение темпа речи родители смогут заметить спустя 1-2 месяца после начала занятий.

При логоневрозе важно изменить отношение ребенка к дыханию и речи. Научите дошкольника управлять диафрагмой. Она должна участвовать в звукообразовании, быть активной и подвижной. Во время тренировки следите за напряжением мышц голосового аппарата. Готовьте их к работе, сделайте выносливыми и сильными, заставляйте ребенка четко смыкать связки при фонации.

Комплекс при астматическом бронхите

Применение комплекса упражнений для астматиков имеет свои особенности:

Дыхательная гимнастика для детей при астме направлена на развитие ритмичного вдоха и выдоха.
Запрещается делать слишком глубокие вдохи.
Упражнения на дыхание для детей при обострении заболевания могут вызвать кашель. В этот период лучше делать движения корпусом между вдохом и выдохом.
Если ребенок чувствует приближение приступа удушья, то, выполняя задание “Насос”, может остановить его. Нужно ритмично дышать не менее 7 минут.

Для облегчения состояния астматиков применяют следующие упражнения для дыхательной гимнастики:




Несмотря на эффективность гимнастики при астме и других недугах, забывать о терапевтическом, медикаментозном лечении детей нельзя.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей – это отличный способ продуктивно лечить многие заболевания, связанные в параличом мышц речевого, дыхательного аппарата. Эффективно применяется при реабилитации детей с ДЦП, логоневрозами, астмами, на логопедических занятиях. Детям нравится дыхательная гимнастика Стрельниковой за возможность шумно подышать носом в компании взрослых, делая активные движения телом. Занятия лучше проводить на улице или хорошо проветривать помещение.

Читайте также:
Читайте также:  Диафрагмальная грыжа пищеводного отверстия
Adblock
detector