Комплекс дыхательной гимнастики в старшей группе

4.Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.
В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания — успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).
Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.
Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.
Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)
Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.
Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.
Отдельные упражнения включены в данные комплексы можно использовать в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Представляю комплексы дыхательной гимнастики, которые мы используем в коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 1

Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п. – стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части волнообразно);

какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);

тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Цель: Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (5 – 10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при дыхании.

Цель: Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей

И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3 — 4. Тоже другими ноздрями. Повторить 3 — 6 раз.

Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6 – 10 дыхательных упражнений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Цель: Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая в живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается как круглый шар.

Медленный плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4 – 10 раз.

5. «Воздушный шар в грудной клетке« (среднее, реберное дыхание)

Цель: Учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

Читайте также:  Рыдающее дыхание излечивает сердечно-сосудистые заболевания

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается 2 мя руками в нижней части ребер.

Примечание: Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям, слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6 – 10 раз.

Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным плавным поднятием и опусканием

ключиц и плечей. Повторить 4 – 8 раз.

Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

Задерживать дыхание на 3 – 4 секунды.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми

выдохами. Повторить 3 – 4 раза.

Примечание: Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому

рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.п. – стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3 – 4 секунды.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «С», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3 – 4 раза.

9. «Дышим тихо, спокойно и плавно» – повторить упражнение 3 – 5 раз

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 2

Цель данного комплекса: Укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие. Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как «ёжик»), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4 – 8 раз.

Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

Паузу в течение 2 — 3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4 – 6 раз.

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо- влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4 – 5 раз.

При наклоне головы к груди сделать вдох носом, не напрягая мышцы носоглотки.

Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

Не опуская головы сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3 – 5 раз.

Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «О». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3 – 5 сек

Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4 – 8 раз.

Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

Выполнять наклоны вперед — вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные как при накачивании шин насосом (5 – 7 пружинистых наклонов и вдохов).

Выдох произвольный. Повторить 3 – 6 раз.

Примечание: При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение: Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад («большой маятник»), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3 – 5 раз.

Повторить упражнение из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики № 3

Повторить упражнение «Насос» из комплекса № 2.

Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И.п. – сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как «стрела». После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат — Нам». Повторить 3 – 5 раз

Примечание: «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Читайте также:  Заложило одну ноздрю капли не помогают

Цикл дыхания: выдох «Сат» – пауза – вдох «Нам».

С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» – всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того, как дети 8 – 10 раз произнесут «Сат — Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой, с целью расслабления мышечного тонуса.

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета, «Сат — Нам», отзовись!». Разница в выполнении напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п. – 3 – 4 раза из положения, лежа на спине, 3 – 4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются и т.д.»

Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.

Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)!»

Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 4

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 5

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 6

Примерный комплекс дыхательных упражнений № 7

Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги, и уронить их. Повторить 3-5 раз

Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.

Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.

Детский сад у большинства родителей ассоциируется с периодом частых простудных заболеваний у малыша. Действительно, стоит только одному ребёнку прийти с насморком и кашлем, как уже на следующий день в группе недосчитываются ещё пары человек с такими же симптомами. А когда первый заболевший возвращается в группу, он снова оказывается в группе риска, так как организм ещё не окреп полностью после перенесённого ОРВИ. Разорвать этот замкнутый круг получится только путём укрепления иммунитета. Но поскольку группы закаливания есть не во всех дошкольных учреждениях, то в любом детском коллективе необходимо проводить дыхательную гимнастику.

Важные аспекты теории

Комплекс дыхательных упражнений, направленный на укрепление здоровья детей, а также приучающий их расслабляться, что наиболее актуально для гиперактивных малышей, называется дыхательной гимнастикой.

Цели проведения гимнастики следующие:

  • обучить каждого ребёнка правильно и глубоко дышать;
  • тренировать умение координировать свои движения;
  • развивать речевой аппарат;
  • весело и с пользой проводить время.

Дыхательная гимнастика для детей должна носить игровой характер, так, развивать силу струи выдыхаемого воздуха можно при помощи масок природных явлений и соответствующих им осадков

Достижение поставленных целей осуществляется путём решения ряда задач:

  • создать благоприятные условия для обеспечения всех тканей организма кислородом;
  • развить и укрепить дыхательные мышцы;
  • разрабатывать голосовые связки.

Кроме того, несложные упражнения помогают формировать звуковую культуру речи, позволяют исправить нарушения звукопроизношения у детей (например, гимнастика со звукоподражанием). Это особенно актуально для дошкольников старшей группы, у которых дефекты идентифицируются более отчётливо, чем у младших детей с ещё не до конца сформированной речью. Поэтому комплексы заданий по дыханию активно применяются в логопедических группах.

Это интересно. Если у ребёнка проблем с речью нет, то дыхательные упражнения ни в коем случае не навредят ему.

Польза дыхательных упражнений для ребёнка очевидна и в период лечения простудных и других заболеваний. Стоит отметить и тот факт, что у этой гимнастики практически нет противопоказаний. Хотя если родители сомневаются, подходит ли их малышу то или иное упражнение, они могут проконсультироваться с педиатром.

Цели и задачи разработанных комплексов упражнений едины для детей любого возраста. Однако наборы заданий будут отличаться, что связано с привлечением подручных средств, интересных и полезных для того или иного периода развития.

Для дыхательной гимнастики можно использовать атрибуты настольных игр, кусочки ваты, наклейки и т. п

Существует несколько авторских вариантов упражнений, и педагог вправе выбрать один из комплексов или сделать сборный. Отечественные детские сады работают по ряду методик:

Это интересно. Первоначально гимнастика Стрельниковой использовалась в работе с профессиональными вокалистами для восстановления потерянного голоса. Так появился первый авторский комплекс.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, дыхательная гимнастика проводится в доступной и интересной для детей форме — игровой. Существуют различные виды упражнений:

  • работа с разными способами вдыхать и выдыхать без подручных средств;
  • укрепление органов дыхания с помощью подручных средств (воздушных шаров, ватных шариков, мыльных пузырей, губной гармошки, дудочки, вырезанных из бумаги фигурок, трубочек для коктейлей и пр.).

Приёмы проведения дыхательной гимнастики могут быть следующими:

  • ритмичное чередование вдоха и выдоха;
  • имитация надувания;
  • выдувание/сдувание (мыльных пузырей/лёгких шариков, например, ватных);
  • свист;
  • игра на духовых инструментах.
Читайте также:  Правила проведения сердечно легочной реанимации

Несмотря на кажущуюся лёгкость, выполнение упражнений не является таким уж простым. Но благодаря игровой форме и соблюдению правил проведения дыхательная гимнастика является одним из любимейших занятий у детей в группе, причём малыши даже не замечают, что серьёзно поработали над укреплением здоровья.

  1. В старшей группе упражнения проводятся 2 раза в день по 10 минут не раньше чем через час после еды. Оптимальный вариант — это десятиминутка утром во время зарядки.
  2. В летнее время дети для выполнения заданий выходят на улицу.
  3. Перед тем как начинать работать, помещение нужно хорошо проветрить и сделать влажную уборку.
  4. Для того чтобы ребята были вовлечены в процесс выполнения, каждое упражнение нужно назвать оригинальным и по возможности смешным именем.
  5. В группе обязательно должны быть картинки, которые помогают малышам лучше понимать сюжет, сопровождающий выполнение движений гимнастики.
  6. Родители и педагоги должны действовать слаженно, поскольку выполнение упражнений не терпит праздного расслабления и забывчивости. Родители должны знать, какую гимнастику делают малыши в группе, и периодически повторять комплексы упражнений, особенно в выходные дни и во время каникул.

Родители должны повторять с детьми те упражнения дыхательной гимнастики, которые разучивались в садике, например, дуть на одуванчики для тренировки силы выдоха

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе

Как правило, у каждого воспитателя есть картотека упражнений для развития дыхательного аппарата, то есть определённый комплекс, в котором каждое упражнение имеет свою цель. Выполняется эта гимнастика в определённом порядке, чтобы малышам легче было ориентироваться в заданиях, а время на проведение комплекса распределялось рационально.

Базовый комплекс создан на основе разработок А.Н. Стрельниковой, но дополнен содержанием, актуальным для детей (например, рифмовками). В комплекс входят упражнения, составляющие основу дыхательной гимнастики, направленные на удлинённый и усиленный выдох. Все движения выполняются в спокойном темпе, без рывков. Начинать нужно с 4–5 повторов каждого упражнения, постепенно кратность выполнения увеличивается на 1–2 раза и доходит до 10.

Часики вперёд идут, / За собою нас ведут.

Крыльями взмахнул петух, / Всех нас разбудил он вдруг.

Накачаем мы воды, / Чтобы поливать цветы.

Вырасти хочу скорей, / Добро делать для людей.

Солнышко светит, / Облака плывут, / Паровозик едет: / Чух-чух-чух-чух-чух.

Самый главный на дороге, / Не бывает с ним тревоги.

В завершении комплекса необходимо выполнить 2 упражнения, стабилизирующие дыхание.

Тихо-тихо мы подышим, / Сердце мы своё услышим.

  1. Начальная поза — стоя, руки вытянуты по швам.
  2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
  3. Замираем на 4–5 секунд.
  4. Выдох тоже делаем через нос.
  5. Повторяем 2–3 раза.

Подыши одной ноздрёй, / И придёт к тебе покой.

  1. Закрываем указательным пальчиком правой руки одноимённую ноздрю, а левой ноздрёй тихо и продолжительно вдыхаем.
  2. Открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальчиком этой же руки.
  3. Через правую ноздрю делаем глубокий продолжительный выдох.
  4. Делаем 2 подхода.

Дыхательные упражнения подбираются не только по целям (хотя это основополагающий фактор выбора), но и под темы, которым посвящены занятия в группе, в данном случае это дети 5–6 лет. Особенно часто эти упражнения используются в качестве физкультминутки. Таким образом педагог решает задачу комплексного образования в дошкольном учреждении. Значительная часть упражнений предполагает звукоподражание, что позволяет скорректировать дефекты речи детей старшей группы.

Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения с использованием подручных средств

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Фотогалерея: комплекс упражнений в картинках

Дыхательная гимнастика — это не только эффективный способ сохранить и укрепить иммунитет, развить речь, но ещё и весёлая игра. Поэтому у детей не возникает сложностей с выполнением упражнений, а интерес и удовольствие сопровождают образовательный процесс. Главное — артистично преподнести сюжет забавы, а также методически грамотно вплести его в общую канву занятия.

Читайте также:
Adblock
detector