Картотека дыхательной гимнастики для дошкольников

Картотека дыхательной гимнастики

для дошкольников .

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.

Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.

Польза дыхательной гимнастики

При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).

У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.

Как проводить занятия с ребенком

Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

Упражнения для детей 2-4 лет

Воздушный шарик

Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

Волна

Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з».

Водолаз

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

Часики

Вырасту большой

Паровозик

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

Упражнения для детей 5-7 лет

Для более старших детей к описанным выше упражнениям можно добавить следующие:

Роза и одуванчик

Курочка

Хомячок

Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

Ворона

Дракон

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Брось мячик

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

Также детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол

Рисунок на окне

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов. Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Данная гимнастика не требует больших помещений, легка в исполнении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности. Широкую известность эта методика получила благодаря стараниям ученика и последователя стрельниковской дыхательной гимнастики, Щетинина Михаила Николаевича. Это уникальный метод естественного оздоровления всего организма.

Читайте также:  Сердечно легочная реанимация это

1.Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след.

2.Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

4 .Не выполняйте упражнения мимоходом.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей.

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

А сегодня мы солдаты

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены.

Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выдохе-расжимаем.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки

Коготки мы выпускаем,

Мышку быстро мы поймаем.

Стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой.

Плечи мы не поднимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

Стоя прямо. Смотрим вверх-вдох, смотрим вниз-вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.

Вверх мы голову поднимем-

Фрукты спелые увидим,

А внизу растет редиска

И капуста близко- близко.

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то же влево (добыча слева) .

Вышла кошка на охоту-

Воробья поймать охота.

Запах воробья вдыхаем.

Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

Руки в кулаки сжимаем-

Теперь руки вниз толкаем-

Кулачки тут разжимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля, Вдыхать носом в конечной фазе наклона.

Въехали на горку-стоп!

Шину быстро накачаем,

Воздух мы внизу вдыхаем.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая-левую подмышку и наоборот. Вдох происходит когда руки скрещиваются.

Ой, ребята, замерзаем,

Плечи дружно обнимаем.

Упражнения дыхательной гимнастики:

Дыхательная релаксация по методу М. Л Лазарева:

Методика дыхательной релаксации: звучит тихая спокойная музыка (музыкальное приложение на СД №1)

Полное дыхание – дыхание йогов – самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание дает прекрасный эффект, оздо равливая легкие и весь организм в целом.

Комплекс упражнений:

И. п.: лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

И. П. сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

Читайте также:  При отсутствии сознания но сохранившемся дыхании нужно

И. П.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий — живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Наталья Постаногова
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников

Энергетической основой речи является дыхание. Правильно поставленное речевое дыхание играет большую роль в становлении звукопроизношения и способствует формированию выразительности речи.

Речевое дыхание несколько отличается от физиологического. Заключается оно в умении выполнять короткий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох через серединку язычка. Формированию такового умения способствуют любые игры на поддувание, например игры – вертушки, мыльные пузыри; комплексоы дыхательной гимнастики, которые способствуют формированию вначале правильного физиологического дыхания, а затем целенаправленного выдоха для развития речевого дыхания.

Цель их выполнения: Формирование правильного речевого дыхания на основе физиологического, способствующего как профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, так и выработке чистого и чёткого звукопроизношения.

Каждый комплекс решает определённые задачи как оздоровительные, так и речевые, которые прописаны перед комплексом. Выполнять их можно как в образовательных ситуациях, так и в режимные моменты.

Комплекс № 1. Учимся дышать носиком.

Задачи:1. Научить детей дышать через нос (вдох и выдох, подготовить к

выполнению более сложных дыхательных упражнений.

2. Развивать функцию артикуляционного аппарата.

3. Осуществлять профилактику простудных заболеваний верхних

дыхательных путей.

Задачи: 1. Формировать физиологическое дыхание (вдох и выдох через нос).

2. На основе физиологического дыхания учить детей

дифференцировать вдох через нос –выдох через рот.

3. Автоматизировать звуки (З) и (Ж) через звукоподражания.

Задачи: 1. Формировать речевое дыхание (короткий вдох через нос, и

длительный направленный выдох через рот).

2. Развивать координацию движений и речи.

3. Развивать артикуляционную моторику.

Задачи: 1. Формировать речевое дыхание на основе физиологического

(короткий вдох через нос, выдох через рот).

2. Укреплять мышцы спины.

3. Развивать артикуляционную моторику.

Комплекс № 5. Дифференциация ротового и носового дыхания.

Задачи: 1. Формировать фиксированный, плавный выдох через нос или рот,

либо их чередование.

2. Готовить артикуляционный аппарат к произнесению фрикативных

(щелевых) согласных звуков: (Ф, (В, (С, (З, (Ш, (Ж, (Щ, (Х,

1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м-м-м).

4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки). Сначала бе5з голоса, затем с голосом (а-а-а-а).

6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф-ф-ф-ф).

7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

8. Вдох через нос, высунуть язык (он должен быть расслаблен, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс № 6. Дифференциация ротового и носового дыхания.

Задачи: 1. Формировать форсированный (толчкообразный) выдох через нос

или рот или чередование одного и другого.

2. Готовить артикуляционный аппарат к произнесению взрывных

(смычных) согласных звуков: (П, (Б, (Т, (Д, (К, (Г).

1. Вдох – носом, выдох через нос толчками.

2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (Ф! Ф! Ф! Ф)

3. Рот широко открыть, высунуть язык. Вдох и выдох ртом, толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

4. Вдох широко открытым ртом, выдох носом, толчкообразный (рот не закрывать).

5. Вдох через слегка сомкнутые губы, выдох толчкообразный, через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м)

6. Вдох через нос, выдох толчкообразный через углы рта: сначала через правый, затем через левый.

Читайте также:  Плевральный выпот что это такое

Комплекс № 7. Дифференциация ротового и носового дыхания.

Задачи: 1. Формировать умение сочетать фиксированный и форсированный

2. Готовить артикуляционный аппарат к произнесению звуков –

аффрикат (ц, (ч, и групп согласных звуков разного способа

образования (тс, пл, вр, кр и т. д.)

1. Вдох носом, удлинённый выдох ртом с усилением в конце (ф….ф! ф)

2. Вдох носом. Выдох ртом толчкообразный, в конце переходящий в плавный (ф! ф! ф….)

4. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, выдох толчкообразный, в конце переходящий в плавный (у! у! у….)

5. Вдох через слегка сомкнутые губы. Выдох удлинённый, через нос, с усилением в конце, с голосом (м…. м! м)

6. Вдох через слегка сомкнутые гудбу. Выдох через нос, толчкообразный, в конце переходящий в плавный (м! м! м)

7. Губы в улыбке, язычок спокойно лежит внизу рта. Вдох через нос, выдох удлинённый через рот, в конце переходящий в толчкообразный (с…с! с)

8. Губы в улыбке. Вдох носом. Выдох толчкообразный, в конце переходящий в плавный (с! с! с….)

Комплекс № 8. Дыхательно – речевые упражнения для часто болеющих детей

Задачи: 1. Формировать речевое дыхание на основе физиологического (короткий вдох через нос, продолжительный выдох через рот).

2. Через дыхательно – речевые упражнения осуществлять профилактику простудных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ).

Комплекс№ 9. Дыхательно – речевые упражнения для детей в период реабилитации после перенесённого заболевания (ОРЗ).

Задачи: 1. Формировать печевое дыхание на основе физиологического (короткий вдох через нос, продолжительный выдох через рот).

2. Через дыхательно – речевые упражнения способствовать оздоровлению органов дыхания.

Комплекс № 10. Парадоксальная дыхательная гимнастика

Задачи: 1. Способствовать увеличению объёма вдоха и диафрагмального

2. Способствовать развитию чувства ритма.

Задачи: 1. Способствовать увеличению объёма вдоха и диафрагмального

2. Способствовать развитию выразительности движений и мимики.

Картотека дыхательной гимнастики (подготовительная к школе группа) Дыхательная гимнастика подготовительная к школе группа (6-7 лет) ВОСПИТАТЕЛЬ: Новикова Инна Геннадьевна № 1 Жуки Дети сидят на стульях,.

Картотека дыхательной гимнастики для первой и второй младших групп Картотека дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших групп. Подготовила воспитатель Морозова Н. С. Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться.

Картотека дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель Васильева С. Н Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на.

Картотека дыхательной гимнастики (вторая младшая группа) КАРТАТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 2 младшая группа. Упражнение 1. ПУЗЫРЬ. Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц.

Картотека комплексов артикуляционной гимнастики Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. 1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность.

Картотека комплексов гимнастики после сна Карточка № 1 «ПЕТУШОК» 1. «Петушок спит» И. п. лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе. 1 — поднять прямые ноги.


Пособия для дыхательной гимнастики. Цель : развивать речевое дыхание, закреплять знания об осенних изменениях в природе. На сайте МААМ есть много постов о пользе дыхательной.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп

Старшая и подготовительная группы…………………………….18

Сюжетно дыхательная гимнастика для дошкольников………. 22

1 и 2 младшие группы

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Читайте также:
Adblock
detector