Как рыбы дышат под водой для детей

Рыба, как и сухопутные животные, нуждается в кислороде. Только она дышит не кислородом воздуха, как мы, а кислородом, растворённым в воде.

Орган дыхания рыбы — жабры. Они находятся в ротоглоточной полости, размещаются на четырёх парах хрящевых пластинках — жаберных дугах, а сверху покрыты жаберными крышками, окаймленными мягкой кожистой оторочкой.

Жаберные дуги на внутренней стороне имеют жаберные тычинки, а на внешней — жаберные лепестки.

Жаберные лепестки — это и есть элементы жабр как органов дыхания. Они пронизаны огромным количеством мельчайших кровеносных сосудов и поэтому имеют розовый цвет. В жаберных лепестках происходит поглощение кислорода из воды, когда она проходит сквозь жабры.

Жаберные тычинки — это фильтр, с помощью которого рыбы удерживают во рту мелкую живую пищу из воды. Таким образом, к жаберным лепесткам из ротовой полости поступает уже очищенная от механических примесей вода. В зависимости от вида рыб тычинки по своей форме и количеству различны. У хищных рыб (щука, окунь, налим) вместо жаберных тычинок есть бугорки. А вот рыбы, потребляющие мельчайшие растительные и животные организмы планктона (ряпушка, муксун, пелядь, тугун и другие), имеют длинные, частые и многочисленные тычинки. У сига, чира, карася, питающихся крупной животной пищей (моллюсками, ручейниками, хирономидами), тычинки короткие, редкие и малочисленные.

Жаберная поверхность в 10-60 раз превышает площадь тела рыбы.

Ритмичные движения жаберных крышек вызывают ток воды через рот, глотку и жабры. При вдохе жаберная крышка оттопыривается, а кожистая оторочка остается прижатой к телу рыбы. Жаберная полость увеличивается в объёме, а давление в ней уменьшается по принципу нагнетательного насоса, и сквозь оттопыренные жаберные дуги из глотки втягивается вода.

При выдохе жаберные крышки прижимаются к телу, а жаберные дуги сближаются, не давая воде возвратиться в глотку. В результате жаберная полость уменьшается, увеличивается давление и вода продавливается сквозь кожистую оторочку и выходит наружу.

Читайте также:  Кошка дышит ртом причины

Для нормальной работы жабр нужен постоянный приток свежей воды. Когда рыба плывет, вода входит в рот, омывает жабры и выходит через жаберные щели. Когда же рыба стоит на месте, она, чтобы обеспечить беспрерывное омывание жабр чистой водой, все время открывает и закрывает рот, приподнимает и опускает жаберные крышки. Таким образом она засасывет свежую и выталкивет старую воду.

Карась, карп, линь, обитающие в прудах с затхлой тиной, умеют дышать не только жабрами, но и поверхностью кожи. У рыб, которые на короткое время покидают водоем, например, илистых прыгунов и угрей, кожное дыхание достигает 60% от общего объема газообмена.

В условиях нехватки кислорода некоторые рыбы могут дышать. кишечником! Такие рыбы, как пескарь или сомик, могут заглатывать воздух и специальными (перистальтическими) движениями отправлять его в специальный отдел кишечника, который умеет осуществлять газообмен.

Учёные полагают, что «задержка дыхания» помогает рыбам экономить энергию.

Учёные из Национального управления океанических и атмосферных исследований США впервые зафиксировали, как рыба «задерживает дыхание» под водой.

На такой трюк оказались способны рыбы из семейства под названием хаунаксовые, которые также известны как рыбы-гробы, или морские жабы. Они обитают на глубине от 200 до 2500 метров в тропических и умеренных широтах.

Напомним, что большинство рыб дышат по одной «схеме»: они заглатывают воду, содержащую кислород, и пропускают её через жаберные полости. Этот «фильтр» собирает кислород из воды и снабжает им организм, после чего рыба «выдыхает», выталкивая воду из наружных жаберных щелей.

Однако рыба-гроб не выпускает воду сразу, а задерживает её в жаберных полостях на несколько минут.

Учёные заметили это, изучая видео, снятые на больших глубинах дистанционно управляемыми аппаратами. Записи были сделаны в нескольких районах Атлантического и Тихого океанов.

Читайте также:  Вредно ли дышать краской

В общей сложности исследователи увидели восемь особей, которые задерживали большой объём воды в жаберных полостях, при этом не «вдыхая» и не «выдыхая». Оказалось, в таком состоянии рыбы могут пребывать от 26 секунд до четырёх минут.

Когда же они всё-таки «выдыхали», их тела словно сдувались, уменьшаясь в объёме на 20-30%.

Команда также провела микрокомпьютерную томографию останков рыб, отдышавших своё и ставших музейными экспонатами. Исследователи обнаружили массивные жаберные полости, которые приспособлены для «хранения» воды, а также мощные мышцы, отвечающие за сжатие этих полостей на «вдохе».

Но зачем глубоководным рыбам столь необычный навык? Возможно, ответ кроется в их образе жизни.

Известно, что морские жабы являются хищниками, но не охотятся активно, а предпочитают выжидать в засаде. Судя по видеозаписям, они проводят большую часть времени, сидя неподвижно на морском дне и опираясь на плавники.

Морские биологи считают, что «задержка дыхания» на длинные промежутки времени помогает неповоротливым рыбам сохранять энергию, которая в противном случае тратилась бы на активную «перекачку» воды. Кроме того, раздувание на «вдохе» может ещё и отпугивать более крупных и потенциально опасных хищников.

В своей статье, представленной в издании Journal of Fish Biology, авторы отмечают, что зафиксированное поведение, вероятно, является «энергетически высокоэффективным» и не наблюдалось ни у каких других рыб.

— формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

— формирование знаний у детей о характерном строении рыб.

-Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

-Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

-Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов;

-Развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.

-Воспитывать интерес к познаванию окружающего мира, бережное отношение к окружающей среде.

Читайте также:  Что делать если при вдохе колит сердце

Ход занятия:

1. Организационный момент:

— Ребята, сейчас мы с Вами отправимся на рыбалку. (Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе).

-Ловите, ловите. Каждый по одной.

2. Беседа по теме

— А кого это вы ребята поймали? (рыбу)

-А кто такие рыбы?

-А в каком водоеме вы поймали рыб? (в реке, море, озере)

— Значит, они какие? (речные, морские, озерные)

— Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (Щука, окунь, лещ, сом)

— Скажите пожалуйста, а рыбы у вас у всех одинаковые? (нет)

-А чем же они отличаются? (цветом, размером, формой)

-А есть у них что-нибудь общее? Рассмотрите внимательно, сравните их между собой.

— Да, части тела. У каждой рыбы есть:

4. Дыхательная гимнастика

Дети встают в круг и берутся за руки.

— Давайте послушаем, как мы дышим (все дети прислушиваются к своему дыханию)

— Вдох (через нос) – все делают шаг вперед, выдох (через рот) – шаг назад.

-Сейчас мы с вами подышали все вместе чем? (воздухом)

— А чем ребята дышат рыбы? В воде есть воздух? Сейчас мы это узнаем.

Чем дышат рыбы?

Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Циклограмма работы педагога-психолога Циклограмма деятельности педагога-психолога Дни недели 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Понедельник • Наблюдение в младших.

Читайте также:
Adblock
detector