Дыхательные упражнения для детей вокалистов

«Комплекс вокально-хоровых, ритмических,

дыхательных упражнений для

развития певческих навыков детей

дошкольного возраста.

Упражнения для развития брюшного дыхания:

Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

Полетели, закружились ледяные звёзды.

Окружаться снежинки в воздухе морозном

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку,

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

вращать перед собой указательными пальцами.

Пчёлка гуди, в поле лети,

С поля лети – мёдик неси. (нар.приговорка).

чья корова дольше мычит, тот и выиграл.

Быстро лопасти крути!

Вертолёт, лети, лети!

И пыхтит он словно печка.

На нём звонко заиграли.

Вот играет дудочка,

Можно чередовать барабан и дудочку.

И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….

( выдох спокойный ненапряжённый).

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……

Осенние листочки детям говорят:

(дети хором могут пропеть каждый своё дерево)

Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц ( лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал,

Подошёл и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Звать, к себе помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и

Синий, красный, голубой,

Выбирай себе любой.

Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,

ударяя кулачками, друг о друга.

После активного вдоха через нос ребята на выдохе

произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.

Очень мне по сердцу он.

Я бы хвостиком вертел,

Если бы играть умел.

Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш

выжимая из лёгких воздух.

Артикуляционные и фонопедические

упражнения:

Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.

Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.

Едет, едет наш Петрушка,

Не беда, что конь игрушка,

Можно ездить и на нём.

Вышел на просторы погулять мороз.

Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

Белые узоры в косах у берёз.

У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.

Снежные тропинки, голые кусты.

Ш……поирая ладони друг о друга.

Падают снежинки тихо с высоты.

П! П! постепенно опуская руки вниз.

Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.

Бр-р-р -ворчит мотор

Бр-р-р где мой шофёр?

Бр-р-р урчит машина

Бр-р-р проверь-ка шины!

На дворе рычит барбос р-р-р-р

Он гоняет рыжих ос р-р-р-р

Отчего рычит барбос? Р-р-р-р

Осы жалят его в нос р-р-р-р.

  1. Исходное положение – китайский болванчик.

Страшная сказка ( или медведь) – рычим ( пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному:

  1. Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ

У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимали нижнюю

челюсть, должно быть рычание, не пение)

звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить, чтобы

он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.

  1. Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний ( медведь)

Регистр и наоборот.

  1. Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков ( ш-ж, м,
Читайте также:  У ребенка учащенное дыхание во сне у

р, с-з, н) У –ШУ—ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)

круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре

длинная шея – глиссандо вниз

большое туловище – медведь

и длинный хвост – скрип

Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)

У-у-у….. глиссандо вверх и сверху вниз с показом

Дети произносят ква-ква низким голосом, ку-ку высоким и показывают высоту звука рукой.

Ква-ква- урчит лягушка.

Ку-ку – кричит кукушка

( Т. Власова, А. Пфафенродт)

  1. Исходное положение — болванчик. ЛЯ мажор малой октавы —

Движение по 1-2-3 ступеням, звук перемкнутый, обязательно

Следить, чтобы звук был не носовой( гнусавый), а грудной

Внимание! Самый высокий звук при работе с нижним регистром – ми-бемоль 1 октавы.

Язычком он шевелит.

( на одном звуке делаем движения кончика языка)

( по принципу интонационного эхо)

Эй, лошадка! ( М.р.) И-го-го (дети)

Но, лошадка! Но-но

Скок, лошадка Скок-скок

Цок, копытца Цок-цок.

( можно пропевать на одном звуке, можно поступенное движение мелодии вверх или низ)

Дети, услышав тон пропевают звукосочетания.

У одуванчиков – взлеталка — фу-фу-фу-фу

У мотоцикла — рычалка — тр-р-р-р-р-р-р

У мышки — пищалка — пи-пи-пи-пи

У лошадки ржалка — и-го-го, и-го-го

У ветра задувалка — у-у-у-у

У каблучков — стучалка – тук-тук

У носа сопелка – ф-ф-ф-ф

У ёжика пыхтелка — пых-пых-пых

У телефона звонилка – динь-динь

А у солнца – светилка – (развели руки) а-а-ах.

РАСПЕВКИ ( коробочка № 1)

Упражнения на развитие чувства ритма:

Мур, мур, мур, мур- на четверть сделать хватательное движение двумя руками.

И ступенечки считали, 1-2-3-это, будешь ты.

Ребёнок, на котором остановилась считалка повторяет ритмический рисунок.

Капля- раз, капля — два, капля медленно сперва.

Стали капли ударять, капля каплю догонять,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.

(хлопаем в ладоши)

Ать-ать-ать – в лес отправимся гулять.

(шлепки по коленям)

Ать-ать-ать- будем бегать и скакать.

Целый день играет ёжик

С барабаном за плечами…

Ёжик в сад забрёл случайно.

Очень яблоки любил он.

Барабан в лесу забыл он.

Ночью яблоки срывались

И удары раздавались

Ой, как зайки струханули!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Дети садятся на пол перед стулом и ритмично стучат по нему

Ритмично стучать локтями.

Скоро выстоим домок.

( русская нар. потешка)

Ударять кулаком о кулак четвертями.

Так стучит молоток.

Восьмыми стучать кулачками по бёдрам.

По принципу ритмическое эхо.

Тук ( левая) Тук ( правая)

Тук-тук-тук ( левая) Тук-тук-тук (правая)

И т.д. в зависимости от ритмического рисунка.

Мама убегает в туфельках на каблуках. (восьмые на слово мама)

Папа большой, в тяжёлых ботинках (четвертные на слово папа)

Баба в мягких тапочках ( половинки на слово баба).


80% людей уверены, что заниматься музыкой или вокалом можно только после окончания музыкальной школы. Это в корне неправильное убеждение.

Многие известные певцы начали нелегкий путь вокалиста в весьма солидном возрасте. А что же останавливает вас? Профессиональные педагоги говорят: нет никаких возрастных ограничений для развития и занятий вокалом.

Думаете, только вокалистам? Дыхательный тренинг полезен всем. Даже если вы не собираетесь обучаться пению, ежедневное выполнение дыхательной разминки и грамотная постановка дыхания благотворно влияет на развитие легких и помогает насыщать кровь кислородом.

Выполнение упражнений на постановку дыхания рекомендуются всем детям и взрослым для здоровья и общего развития. Ну, и конечно, это полезно тем, кто делает первые шаги к поприщу профессионального певца.

Различия вокального и речевого дыхания

Хороший вокалист понимает, что технически речевое и вокальное дыхание ничем не различаются. Оба этих дыхания — диафрагменные, то есть осуществляются с помощью диафрагмы, расположенной в нижней части грудной клетки.

Вот мы и подошли к самому главному — различиям этих двух техник. А заключается оно в необходимости вокалисту (в отличие от оратора) понимать, как правильно брать дыхание при пении, чувствовать вокальную опору (степень напряжения мышц). На развитие ее ощущения и направлены упражнения на дыхание для вокалистов.

Читайте также:  При выдохе боль в грудной клетке посередине

Система упражнений для развития дыхания и постановки голоса называется дыхательным фитнесом. Сама идея подобной методики зародилась до нашей эры, во времена расцвета раджа-йоги. Как уже было сказано выше, йоги уделяют развитию диафграменного дыхания чуть ли не половину времени. Нас же интересуют отдельные упражнения, которые подробно расписаны ниже.

5 упражнений постановки певческого дыхания для новичков

Давайте рассмотрим простейшие дыхательные упражнения для пения, которые самостоятельно освоит начинающий.

5 продвинутых упражнений на дыхание для вокалистов

Когда вы чувствуете, что освоили первые 5 шагов пора переходить к продвинутым вокальным дыхательным упражнениям:

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Если вы чувствуете, что уверенно выполняете предыдущие пункты, можно перейти к освоению следующего этапа.

Дыхательные упражнения для голоса и артикуляции представляют собой некую разминку речевого аппарата и улучшение подвижности. Выполнять комплекс таких упражнений следует ежедневно по 5 минут в день:

Старание и упорство помогут вам, но не надейтесь, что его можно поставить за один день. Если вы всерьез надумали обучиться вокалу, то приготовьтесь, что дыхательные упражнения для вокала надолго станут частью вашей жизни. Главная ошибка начинающих певцов — пропускать упражнения на дыхание для вокалистов. Запомните: чтобы научиться правильно петь следует ежедневно практиковаться в дыхательной гимнастике.

Учимся у профессионалов

Стремление научиться правильно петь похвально, но без профессионального педагога — неосуществимо. Начинающий певец не в состоянии услышать со стороны собственные ошибки, и осознать их, что в конечно счете приведет к неправильно поставленной технике.

Чтобы избежать этого, обратитесь к профессиональным педагогам по вокалу, обучающим певческому искусству. Только грамотный преподаватель составит для вас индивидуальную программу и подберет правильные упражнения для развития певческого дыхания.

Роль дыхания для вокального творчества — первостепенна и работать над развитием опоры дыхания и правильным вдохом и выдохом нужно начинать с самых первых занятий. С малышами дыхательные упражнения проводятся в игровой форме. В данной статье дан обзор дыхательных упражнений и игр для детей.

Скачать:

Вложение Размер
дыхательные упражнения на уроках вокала 31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала:

долгоговорки, дыхательные упражнения, упражнения для развития силы голоса.

Составитель: Макаренко Ю. С., педагог дополнительного образования.

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница, которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая,

Боднувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Шли семеро стариков.
Говорили старики про горох.
Первый говорит: Горох хорош!
Второй говорит: Горох хорош!
.
Седьмой говорит: Горох хорош!

Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!

Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
(И т.д., пока хватает дыхания )

В поле лютики росли,

Мы их посчитать пришли.

Раз – лютик, два – лютик, три – лютик

(считать до 28–30 лютиков).

Подрастает пес Дружок,

Он грызет мой сапожок.

Раз – сапожок, два – сапожок, три – сапожок (считать до 15–18 сапожков).

Готовьте корзинки! Поспела малинка.

Раз – малинка, два – малинка (до 22–25 малинок).

Взгромоздились на калитку

Раз – улитка, два – улитка, три – улитка.

  1. Повтори за мной (для детей с 4-лет)
    Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов. Педагог читает детям стихотворение С.Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за взрослым повторяют на одном дыхании каждую фразу.

Солнце.
Солнце светит.
Солнце светит ярко.
Солнце светит очень ярко.
Солнце светит очень ярко – бегемоту стало жарко.

Ух ты, ох ты! Мы надели кофты,

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля! Пляшем, сердце веселя!

Под метроном ритмично качаем диафрагму: гавкать шепотом, как простуженные собачки (гаф-гаф-гаф-гаф), сдувается шарик (с-с-с-с), качаем колесо (ш-ш-ш-ш), сердитая кошка (ф-ф-ф-ф).

15. Соревнования. Проведите игры-соревнования:

— прозвенит комаром? (з-з-з-з-з-з);

— задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф).

Надувала кошка шар,

а котенок ей мешал,

Ф-ф-ф Дети делают выдох ртом на звук ф-ф-ф

Подошел и лапкой – хлоп Хлопают в ладоши

Ну а шарик сразу – лоп! Приседают

21. Вау-вау . Широко улыбнуться, шепотом произносить на выдохе вау-вау на одном дыхании. Губами формировать четко А и У.

Упражнения для развития силы голоса

  1. Прочитайте тексты, меняя, в зависимости от содержания, силу голоса:

Была Тишина, Тишина, Тишина.

Вдруг Грохотом Грома Сменилась она!

И вот уже дождик Тихонько –ты слышишь? –

Закрапал, закрапал, Закрапал по крыше.

Наверно, сейчас Барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорохи шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся: — Ши, ши, ши!

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание: — Шо, шо, шо!

Я хожу по берегу и кричу:

— С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкою и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся: — Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом: — Не пляши.

До чего пугливые камыши!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге – ах! — Затыкает уши. (А.Шлыгин)

Читайте также:
Adblock
detector