Дыхательные логопедические упражнения для детей

Разделы: Логопедия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Когда вы совершенствуете дыхание,

вы совершенствуете свою судьбу»

Дыхание- одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи. К органам дыхания относятся:

— дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея,бронхи).

Различают два вида дыхания:

Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания. чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объём грудной клетки, что способствует наполнению лёгких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает лёгкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Речевое (или фонационное) дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Физиологи различают три способа дыхания:

— верхнее дыхание (ключичное);

_ среднее дыхание (грудное и реберное, или диафрагмальное.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или его ещё называют диафрагмально- реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделыгрудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч, также не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, добирают воздух почти перед каждым словом.

У детей без отклонений в развитии дыхательная функция формируется спонтанно. Речевое дыхание у таких детей также развивается по мере становления речевой функции.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности:

— дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

— ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

— объём лёгких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются:

— задержка дыхания;

— судорожное сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями:

— малый объём лёгких;

— слабая дыхательная мускулатура;

— слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой. едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей. а также у робких, стеснительных);

— неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);

— неумелое распределение дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох)— дём гулять);

— торопливое произнесение фраз без без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием»- слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя. которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Следовательно. логопеду необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у детей с ограниченными речевыми возможностями. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии, так и целые комплексы дыхательной гимнастики.

В тех случаях, когда речевое дыхание ребёнка нарушено незначительно. достаточно одного- двух упражнений дыхательной гимнастики, когда выполняются обычно перед артикуляционной гимнастикой. Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

Читайте также:  Пуэрильное дыхание у детей до какого возраста

— Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

— Занятия проводить до еды.

— Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

— Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.

— Выдох должен быть длительным, плавным.

— Необходимо следить. чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

— В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

— Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя.

— Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступле ние гипервинтиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.

— Дозировать количество и темп проведения упражнений.

— После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Виды пособий для дыхательной гимнастики:

— Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка).

— Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева, и металла.

— Компьютерные игры (Игра»Игры для тигры»).

Дыхательные игровые упражнения для формирования направленной воздушной струи: «Футбол», «Подуем на султанчики», «Ветреная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик», «Живые предметы», «Шторм в стакане»,»Задуй свечу», «Фокус».

Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания: упражнение №1. Выполняется в положении лёжа. Логопед кладёт ребёнку на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Предлагает ребёнку посмотреть, как

игрушка поднимается, когда он делает вдох, и опускается, когда ребёнок делает выдох. Ребёнок делает вдох. в это время он следит глазами за подниманием игрушки. Затем ребёнок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед за расслаблением диафрагмы. Упражнение можно сопровождать рифмовкой. произносимой логопедом:

Качаю рыбку на волне,

Упражнение №2, №3. №4. См. приложение.

Упражнения для работы над дифференцированным дыханием: «Ныряльщики», «Надуй игрушку». См. Приложение.

Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания: «Весёлые звуки», «Сдуй шарик», «Змейка», «Жуки», «Насос», «Весёлая песенка», «Волшебные слоги», «Волшебные слова». См. Приложение.

Отдельное внимание хочется уделить дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой, упражнения которой адаптпрованы и для детей. Эта гимнастика особенно эффективна при коррекции заикания. См. Приложение.

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., ШишковаТ. Г. ,Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М.:Книголюб, 2004.

2. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. — СПб.:Век, 2011.

3. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. -М.: Метафора, 2007.

Планирование оздоровительных мероприятий в средней группе (2013–2014 уч. г.) В системе: 1. Утренняя гимнастика в облегченной форме 2. Умывание прохладной водой до локтя 3. Дыхательная гимнастика 4. Ежедневные прогулки.

Татьяна Голикова
Комплексы дыхательной гимнастики для детей с ОНР в старшей логопедической группе ДОУ

1 комплекс.

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки.

Ребенок сидит, тело не напряжено, руки внизу. Ребенок имитирует звуки, которые просит показать педагог.

• Расскажи, как едет паровозик?

• Покажи, как гудит машина?

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя, после этого выдыхает.

2 комплекс.

Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.

По команде ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки. После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд, затем повторение всех действий несколько раз.

Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох. Повторение упражнения – 12 раз.

1 комплекс.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

Стоя, руки опущены. Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе — наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова.

Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: «АУ».

Садимся на стул, ноши вместе. Руками делаем мах в стороны на вдохе.

Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

2 комплекс.

Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Читайте также:  Маска для занятий спортом со встроенным фильтром дыхания

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение выполняется в положении сидя.

1 комплекс.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

2 комплекс.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

1 комплекс.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя, после этого выдыхает. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.

2 комплекс.

Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, — вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза

1 комплекс.

Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите пять-шесть раз.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох

носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат,

2 комплекс.

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки

опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и

левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с

каждым покачиванием головой.

Стоя прямо. Смотрим вверх-вдох, смотрим вниз-вдох. Нюхаем фрукты

вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать

хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то

же влево (добыча слева).

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

1 комплекс.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: «АУ».

Садимся на стул, ноши вместе. Руками делаем мах в стороны на вдохе.

Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

2 комплекс.

Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох

носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат,

Марш на месте. Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

1 комплекс.

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки.

Ребенок сидит, тело не напряжено, руки внизу. Ребенок имитирует звуки, которые просит показать педагог.

• Расскажи, как едет паровозик?

• Покажи, как гудит машина?

• Вспомни, как говорит сова?

Данное упражнение учит детей задерживать дыхание. Необходимо повторить несколько раз. Затаить и выдохнуть.

Читайте также:  Йоговское дыхание для похудения

Дети сидят в комфортном положении. Правая рука зажимает левую ноздрю, и происходит вдох через правую. Затем зажимается правая ноздря, и через левую происходит выдох.

Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

2 комплекс.

Держа руки на поясе, ребенку необходимо выполнить небольшие по амплитуде приседания. В это время происходит вдох. Когда ребенок поднимается, происходит выдох. Повторить 4 раза. Чтобы тренировать более длительный выдох, через некоторое время следует увеличить глубину приседаний.

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя, после этого выдыхает. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.

Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

1 комплекс.

Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

После этого к словам добавляются махи прямыми руками вместе с произношением имитации часов.

Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

2 комплекс.

Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.

По команде ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки. После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд, затем повторение всех действий несколько раз.

Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.

Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох. Повторение упражнения – 12 раз.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

Садимся на стул, ноши вместе. Руками делаем мах в стороны на вдохе.

1 комплекс.

Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите пять-шесть раз.

В позиции стоя. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз.

Держа руки на поясе, ребенку необходимо выполнить небольшие по амплитуде приседания. В это время происходит вдох. Когда ребенок поднимается, происходит выдох. Повторить 4 раза. Чтобы тренировать более длительный выдох, через некоторое время следует увеличить глубину приседаний.

2 комплекс.

Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через нос, надуваем щеки (как пузырьки). Выдох через рот.

Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение выполняется в положении сидя.

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки.

Читайте также:
Adblock
detector