ПДД (6) Работа с педагогами (10) Работа с родителями (15) Выступления на педагогических чтениях, и т.д. (8) Здоровьесбережение (13) Развитие речи (2) Экология (6) КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ Часть">

Дыхательная гимнастика в доу старшая группа

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • ПДД (6)
  • Работа с педагогами (10)
  • Работа с родителями (15)
  • Выступления на педагогических чтениях, и т.д. (8)
  • Здоровьесбережение (13)
  • Развитие речи (2)
  • Экология (6)

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Часть вторая. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом — быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью — и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха — наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение — лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1, 2, 3 секунды — так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре упражнения. Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Упражнения на удлинение выдоха

Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 — пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 — вернуться в и. п.

Специальные дыхательные упражнения

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.

Комплекс 1.

Чудо-нос

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

Ворона

И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.

Бегемотик

И.п.: лежа или сидя.

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться словами:

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Часики

Повторить до 10 раз.

Бабочки полетели

Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Паровозик

Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить

Продолжительность – до 30 секунд.

Вырасти большой

И.п.: стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

Повторить 4-5 раз.

Гуси летят

На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука

Надуй шарик

Можно использовать стихи:

Надуваем быстро шарик,

Он становиться большой.

Стал он тонкий и худой!

Подуй на одуванчик

И.п.: малыш стоит или сидит.

Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.

Читайте также:  Андрей затеев дыхательная гимнастика

Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

Воздушный шарик

И.п.: сидя или лежа, ребенок кладет руки на живот.

Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.

Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.

Задерживает дыхание на 5 секунд.

Выполняется 5 раз подряд.

Бросим мяч

И.п.: стоя, руки с мячом подняты вверх.

Повторить 5-6 раз.

Петушок

И.п.: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.

К нам в гости пришёл петушок. Поднять руки в стороны (вдох).

Ножницы

И.п.: сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).

Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.

С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз.

С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.

После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Хомячок

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Волна

И.п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.

После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дерево на ветру

И.п.: сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).

Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Ныряльщики за жемчугом

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.

Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

И.п.: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох.

Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо — вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

ИП: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох.

Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, делает спокойный выдох, голова прямо — вдох носом. Поднимает лицо кверху — выдох через губы, сложенные трубочкой.

«Подуем на живот,

Как трубка, станет рот,

Ну, а теперь — на облака

Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться.

Косим траву

Регулировщик

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить

Ветерок
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу

(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу

(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо

(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх

(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака

(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю

(круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.

Повторить три-пять раз.

Говорим скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Дыхательная гимнастика в старших группах должна выполняться каждый день. Это комплекс упражнений, направленный на укрепление иммунной системы ребенка. А если малыши гиперактивные, что сегодня не редкость, то благодаря ей смогут расслабляться.

Читайте также:  Как дышат мужчины и женщины разница

Цели и задачи

Заниматься в детском саду следует каждый день в течение 10 мин 2 раза в день — утром и после дневного сна. Однако не следует начинать упражнения для воспитанников ранее, чем 30 мин после приема пищи. Идеальное решение — 10 мин проведения утренней зарядки до завтрака.

Как проходит дыхательная гимнастика (ДГ)

  • обучить ребенка глубоко и правильно дышать;
  • сформировать речевой аппарат и координацию движений;
  • провести время полноценно, с пользой и увлекательно.

Обратите внимание! Также целью занятий является укрепление здоровья воспитанников детского сада.

Значение комплексов упражнений для ребенка пяти лет нельзя переоценить, так как гимнастика оказывает влияние:

  • на обогащение каждой клетки тела кислородом, которое при обычном дыхании невозможно;
  • умение воспитанников управлять дыханием;
  • повышение иммунитета. Гимнастика позитивно влияет на ЦНС, работу сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта;
  • нормализацию функционирования головного мозга благодаря обогащению детского организма кислородом.

Кроме того, ДГ — это прекрасный способ для профилактических мер патологий органов дыхания.

Виды дыхательной гимнастики для дошкольников старшей группы

Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет выполняется под руководством обученного педагога-воспитателя. По своему предназначению занятия на органы дыхания условно делят на:

  • общеукрепляющие с целью профилактики;
  • лечебные;
  • логопедические;
  • развивающие.

По технике исполнения все задания могут подразделяться на динамичные и статичные. Первые осуществляются строго в движении, объединяются с гимнастическими упражнениями. Вторые выполняют в спокойном состоянии, дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.

Выполнение дыхательных упражнений под руководством воспитателя

Разработано много методик для дошкольников и взрослых, но самые популярные на сегодняшний день:

  • ДГ Стрельниковой — это лечебная методика, созданная пару десятилетий назад. Эта парадоксальная ДГ используется и сегодня при патологиях органов дыхания, ВСД, болезнях сердца, сосудов, ожирении, расстройствах ЦНС, в качестве профилактики.
  • Методика Бутейко — это терапия заболеваний глубокого дыхания способом волевой нормализации (устранения) глубокого дыхания (ВЛГД). В медцентре Бутейко лечили патологии сердца, сосудов и бронхолегочной системы, аллергий, ЛОР-заболеваний, СХУ, ВСД, а также занимались профилактикой иммунно-депрессивных состояний. Для детей методика применяется как профилактическая.
  • Система Мюллера — это комплекс занятий без дополнительной нагрузки, который направлен на поддержание полноценной жизни. Мюллер И. П. — уникальный врач, ученый и, конечно же, спортсмен. Профессор считал, нет волшебных методов излечения, все дело в ЗОЖ. Также он был уверен, что важнейшие из всех вольных упражнений — это те, что направлены на дыхание.

Важно! Методы показали себя как эффективные в комплексе с другими способами развития и воспитания дошкольников.

Способы и приемы: как заниматься

Когда противопоказаний нет, а врач дошкольного образовательного учреждения полностью одобряет занятия с дыхательными упражнениями, нужно определиться с программой, по которой воспитанники будут заниматься.

Дыхание в форме игры

Если выбрать одну методику сложно, хочется всего и сразу, можно заниматься по универсальному комплексу, который состоит из лучших и увлекательных упражнений для дошкольников из разных программ.

Обратите внимание! Задача педагога — научить ребенка дышать так, как предусматривает определенная техника. Правильно заниматься в форме игры, чтобы детям было интересно дышать, иначе довольно быстро настигнет разочарование в зарядке и в ней не захочется участвовать.

Основные требования к выполнению ДГ

Есть воспитанники ДОУ, которым заниматься нельзя, поэтому следует проконсультироваться с доктором. ДГ следует проводить 2 раза в день, одно занятие 10-30 мин. Изначально воспитанникам упражнения могут показаться сложными, но цель воспитателя — обучить дошкольников верно их делать, по максимуму заполнять легкие воздухом.

К сведению! Важно освоить навык полного освобождения легких, ведь малыши, которые выдыхают не до конца, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух.

Читайте также:  Дыхательная гимнастика после родов для живота

Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

  • занятия выполняются за 60 мин до приема пищи;
  • чтобы заинтересовать воспитанников, для упражнений нужно придумывать интересные названия;
  • в ходе их выполнения рекомендуется использовать игрушки;
  • эффективнее выполнять упражнения на улице, но только в теплое время года (не зимой) — весной, летом. В зимние месяцы занятия проводят исключительно в теплом, хорошо проветренном помещении;
  • костюм и обувь для ДГ должны быть комфортными, а приемлемый температурный режим должен быть в пределах +17-22 °С.

Обратите внимание! Только систематическая гимнастика даст эффект. Первые нагрузки должны быть несложными, задачи стоит усложнять со временем. Сначала заниматься нужно около 10 мин, повышая на 5 мин каждые 7 дней, пока не дойдет до получаса.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе с целями по ФГОС

Сотрудниками государственных органов разработана картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по ФГОС с целями. Благодаря ей можно самостоятельно начинать практиковать ДГ. Лучше первый раз потренироваться с воспитателем, посмотреть, как правильно. Можно обратиться к инструктору по дыхательной гимнастике. Если данная возможность отсутствует, переживать не стоит, так как все задания достаточно простые, им вполне можно обучиться своими силами.

База может выполняться в двух простых вариантах. Первый комплекс предусматривает следующие упражнения:

  1. Стойка прямо, ноги на ширине плеч.
  2. Руки располагаются на талии.
  3. Далее их нужно поднять вверх (на вдох).
  4. При наклоне вбок — выдох.
  5. Возврат в исходное положение (ИП).
  6. Не бросая рук — вдох.
  7. Наклон в противоположную сторону — выдох.
  8. Возврат в ИП.
  1. Положение прямо.
  2. Обнять себя за плечевой пояс и немного склонить голову.
  3. Руки в стороны на максимум, стараясь развернуть лопатки как можно активнее поднять голову и глубоко вдохнуть.
  4. Снова вернуться в ИП, расслабив руки, и выдохнуть.

Обратите внимание! Эти несложные упражнения смогут выучить и дети, и взрослые. Главное — практиковаться ежедневно.

ДГ для ребят 5-6 лет может включать в себя дополнительные упражнения:

Обратите внимание! Данные упражнения несложные, но очень полезные для оздоровления и общего укрепления иммунитета.

Применение на практике в ДОУ

Детская дыхательная система несовершенна, и чем меньше малыш, тем уже дыхательные пути, слизистая оболочка, которая их выстилает, очень нежная, легко подвергающаяся воспалениям, даже под воздействием частиц пыли. Потребность в кислороде малыша велика, поэтому ребенок учащенно и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс оздоровительной физкультуры важно включать ДГ.

Вдохи через одну ноздрю

Применение зарядки на практике:

  • укрепляет мускулатуру органов дыхания;
  • развивает подвижность грудины;
  • ведет к углублению и стойкости ритма дыхания.

ДГ способствует полноценному физическому развитию дошкольников, является профилактической мерой патологий органов дыхания. Также занятия помогают увеличить возбудимость коры больших мозговых полушарий, активизировать ребят на разминке.

Важно! Упражнения в детсадовском возрасте направлены на увеличение общего жизненного тонуса детей и сопротивляемости, закаленности и стойкости их организма к патологиям органов дыхания.

При составлении комплексов ДГ важно принимать во внимание ряд важных критериев:

  • результативность каждого задания для закаливания и оздоровления дошкольников в условиях ДОУ;
  • доступную степень сложности занятия для дошкольников разных возрастных групп;
  • степень влияния занятий на укрепление дыхательной мускулатуры.

Воспитатель должен анализировать занятия и проводить диагностику, а для этого вести конспект, чтобы делать выводы.

Достаточно редко упражнения дыхательной гимнастики вызывают у детей негативные эмоции. Наоборот, они с удовольствием занимаются, принося всестороннюю пользу организму. И в этом главный плюс ДГ.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читайте также:
Adblock
detector