Дыхательная гимнастика при рахите

Рахит

Это хроническое заболевание с нарушением обмена веществ, преимущественно фосфорно-кальциевого, расстройством костеобразования (их размягчением и деформацией), поражением мышц (дряблость, гипотония) и др. органов, в том числе нарушением дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц и деформации грудной клетки. Различают 3 степени рахита: легкий, средней тяжести и тяжелый. Лечение рахита длительное, комплексное: витамин D, медикаменты, ультрафиолетовое облучение, закаливание, полноценное питание, гидротерапия, ЛГ, массаж.

Задачи ЛФК и массажа

Улучшение обмена веществ, предупреждение прогрессирования заболевания, стимуляция окислительно-восстановительных процессов в мышцах, улучшение сна.

ЛГ начинают с первых недель жизни ребенка и проводят только в ИП лежа. Применяют рефлекторные, активные и пассивные упражнения в соответствии с возрастом ребенка. Число повторений меньше, чем у здоровых детей. Продолжительность занятия – не более 10-12 минут.

Массаж выполняют осторожно, применяя поглаживание, растирание, несколько раз в день по 5-7 минут.

Гипотрофия

Это хроническое расстройство питания с дефицитом массы тела в результате нарушения функции желудочно-кишечного тракта, эндокринных заболеваний, перенесенных инфекционных заболеваний и др. Ребенок худеет, тургор мягких тканей снижается, понижается возбудимость коры головного мозга, развивается анемия, нарушается терморегуляция и т. д. Лечение комплексное, ведущее место занимают массаж и ЛГ.

Задачи ЛФК и массажа

Стимуляция обмена веществ, функции желудочно-кишечного тракта, восстановление функции опорно-двигательного аппарата.

В первом полугодии (повышен тонус сгибателей) применяют простейшие рефлекторные упражнения, а позднее пассивные упражнения и простейшие активные.

Проводят общий массаж (поглаживание, растирание, разминание) в течение 3-5 минут 2-3 раза в день. Во время процедуры ребенка надо чаще поворачивать на живот.

По данным разных авторов, рахит встречается у 70% малышей на первом году жизни и у 10-35% детей — на втором году жизни, при этом тяжелые формы регистрируются все реже. Однако даже и при легком течении болезни, которая изменяет обмен веществ ребенка, нарушается его развитие.

При классическом рахите в организме малыша существует недостаток витамина D (витамин-D-дефицитный рахит) из-за следующих причин (недостаточное поступление витамина с пищей и (или) недостаток образования витамина в коже):

1) недостаточного и некачественного (несбалансированного) питания матери в период беременности;

2) искусственного вскармливания коровьим молоком (неадаптированными смесями);

3) рождения недоношенного ребенка;

4) дефицита солнечного света (в условиях Крайнего Севера) или недостаточного пребывания ребенка на воздухе;

5) желудочно-кишечных заболеваний ребенка (в том числе дисбактериоза кишечника).

При недостатке витамина Б кальций из кишечника не поступает в кровь (не усваивается), из-за чего активизируется гормон паращитовидных желез, и недостающий кальций вымывается из собственных костей (из костей ребенка). Кроме этого, гормон паращитовидных желез способствует усиленному выведению из организма фосфора и свободных аминокислот, что приводит к развитию ацидоза (кровь становится кислой), а кальций при этом в кости не откладывается.

Изменения обменных процессов отражаются на работе всех органов и систем ребенка: нарушается иммунитет (дети часто болеют), снижается возбудимость клеток коры головного мозга (новые двигательные навыки образуются с трудом, а старые быстро угасают), развиваются мышечная слабость (рахитическая миопатия), разболтанность суставов, что неминуемо приводит к задержке психомоторного развития.

В течение рахита существуют периоды:

1) начальный (с 2 недель до месяца жизни ребенка): ребенок беспокойный, плохо спит, часто плачет, наблюдается повышенная потливость, в том числе и головы, что быстро приводит к облысению затылка. При осмотре такого малыша педиатр может определить размягчение краев большого родничка;

2) разгара: размягчение костей проявляется увеличением лобных и затылочных бугров, утолщениями костной ткани на ребрах и запястьях (рахитические четки и браслеты), изменением формы грудной клетки (она становится широкой книзу, выпячивается кпереди). Связки и мышцы становятся слабыми, а суставы — разболтанными, живот увеличивается в размере. Из-за деформации грудной клетки и слабости мышц (межреберные мышцы и диафрагма) дыхание такого ребенка становится поверхностным (неглубокий вдох и короткий выдох), легкие плохо вентилируются, а всему организму не хватает кислорода. Больные малыши часто простужаются, а ОРЗ может осложниться пневмонией. Из-за ацидоза развивается стойкая гипохромная анемия, нарушается работа желудочно-кишечного тракта;

3) выздоровления (реконвалесценции). В этот период нормализуется тонус центральной и вегетативной нервной системы, восстанавливаются двигательные навыки ребенка, уменьшается или исчезают симптомы размягчения костей. Однако следы размягчения костной ткани (деформация грудной клетки, черепа, ног) остаются;

4) остаточных явлений (после 2 лет). Физические упражнения, соответствующие возможностям ребенка, уменьшают ацидоз, повышают тонус мышц, создают условия для нормальной работы центральной нервной системы, предупреждая отставание ребенка в развитии. Специальные занятия позволяют исправлять имеющиеся деформации и предупреждать появление новых, повышают защитные силы организма ребенка.

Лечебные упражнения и массаж проводятся во все периоды рахита, противопоказания могут носить только временный характер (на период острых инфекционных заболеваний или гнойничковых поражений кожи).

В начальном периоде рахита (в первый месяц жизни ребенка) разрешаются только массаж и возрастные упражнения. В период разгара заболевания длительность ЛФК может достигать 12 мин, более половины времени (70%) отводится на массаж. Учитывая, что в период разгара заболевания кожа ребенка особенно чувствительна (гиперестезия), применяется ТОЛЬКО ЛЕГКОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ.

Примерный комплекс массажа и физических упражнений в период разгара рахита для ребенка от 3 до 6 месяцев

Упражнение 1. Массаж рук. Исходное положение — лежа на спине. Левой рукой удерживать правую кисть ребенка так, чтобы малыш охватывал ваш большой палец. Ладонью правой руки проводить поверхностное поглаживание вдоль внутренней поверхности предплечья и плеча в направлении от кисти к подмышечной впадине. Над локтевым суставом массаж не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Массаж ног. Исходное положение — лежа на спине. Ладонью руки захватить одноименной голеностопный сустав ребенка снизу, придав всей ноге положение легкого сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Проводить поверхностное поглаживание в направлении от стопы к паховой области по наружной и задней поверхности голени и бедра. В области коленного сустава массаж не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3. Массаж живота. Исходное положение — лежа на спине. Ладонью правой руки проводить мягкие круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке, не оказывая давления на края реберных дуг. Затем ладони обеих рук расположить параллельно средней линии живота (поочередно обе руки — то справа, то слева): правая рука вверху (у реберного края), левая — внизу (над лобком). Левой рукой проводить поглаживание по направлению вверх, правой — вниз. Следующим этапом ладони расположить на боковой поверхности грудной клетки и проводить поглаживание по направлению вперед и вниз до лона. Повторить все действия 6-8 раз.

Читайте также:  Задержи меня как дыхание как короткое замыкание

Упражнение 4. Массаж стоп. Исходное положение — лежа на спине. Удерживая ногу ребенка одной рукой, большим и указательным пальцем другой руки проводить поверхностное поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу. Затем фалангами указательного и среднего пальца выполнить поглаживание боковой поверхности стопы и подошвы от пальцев к пятке. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5. Рефлекторное упражнение для стоп. Исходное положение — лежа на спине.

Удерживая ногу ребенка левой рукой за голень, мягко надавить указательным пальцем правой руки на подошву у основания II-III пальцев — ребенок согнет пальцы стопы. Затем большим пальцем правой руки провести по средней линии стопы сверху вниз до середины пятки с легким нажимом — ребенок разогнет пальцы. Провести штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам — произойдут тыльное сгибание большого пальца и расхождение остальных пальцев в виде веера. Повторить все действия 2-4 раза.

Упражнение 6. Поворот со спины на живот. Исходное положение — лежа на спине.

Левой рукой удерживать левую руку ребенка, а правой рукой обхватить обе голени снизу. Слегка потянуть ребенка за руку вперед, выпрямляя при этом ноги и поворачивая их вместе с тазом вправо до тех пор, пока он не окажется сначала на правом боку, а затем на животе, Повторить в другую сторону.

Упражнение 7. Массаж спины. Исходное положение — лежа на животе, руки под грудью, голова слегка повернута на бок. Массаж проводится тыльной поверхностью фаланг. Обе руки расположить в низу спины по обеим сторонам позвоночника. Поверхностное поглаживание проводить по направлению вверх и в сторону, огибая внутренний и нижний край лопаток, до подмышечной впадины. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Массаж ягодиц. Исходное положение — лежа на животе, руки под грудью, голова слегка повернута вбок. Проводить поглаживание ягодиц от больших вертелов до крестца, располагая ладони в верхненаружной поверхности бедер. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 9. Повторить массаж рук (см. упражнение 1).

Упражнение 10. Упражнение для рук. Исходное положение — лежа на спине. Обхватить кисти ребенка и, разгибая руки в локтях, отвести в стороны на уровне плеч до прикосновения к столу. Затем привести руки к груди, скрестив их (ребенок как бы обнимает себя). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Повторить массаж ног (см. упражнение 2).

Упражнение 12. Сгибание и разгибание ног. Исходное положение — лежа на спине.

Обхватить ноги ребенка в нижней трети голени и согнуть обе ноги в коленных и тазобедренных суставах, слегка нажимая ногами на живот. Медленно разогнуть ноги. Повторить 3-4 раза и выполнить попеременное сгибание ног 3-4 раза. Повторить то же самое для другой ноги.

Упражнение 13. Повторить массаж живота (см. упражнение 3).

Упражнение 14. Выкладывание ребенка на живот. Исходное положение — лежа на животе так, чтобы руки находились перед грудью, голова была повернута в сторону. Ребенок должен поднимать и удерживать голову в течение 20 с.

Примерный комплекс ЛФК и массажа в период реконвалесценции для ребенка 3-6 месяцев

Упражнение 1. Проводить массаж рук, ног (поверхностное поглаживание) в течение 2 мин. Исходное положение — лежа на спине.

Упражнение 2. Проводить массаж живота в течение 2 мин. Исходное положение — лежа на спине. Слегка согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах и развести в стороны. Кроме кругового поглаживания, проводится растирание: кончиками пальцев проводить спиралеобразные движения по всему животу.

Упражнение 3 — сведение лопаток. Исходное положение — лежа на животе. Осторожно развести руки ребенка в стороны,, согнуть в локтях и отвести плечи назад, максимально сближая лопатки. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 4. Проводить массаж ягодиц в течение 30 с. Исходное положение — лежа на животе. Кроме поглаживания осуществляются растирание и поколачивание.

Упражнение 5 — приподнимание ног. Исходное положение — лежа на животе. Левой рукой захватить оба голеностопных сустава ребенка, слегка приподнять над столом, правой рукой фиксируя поясницу. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 6. Проводить массаж ног в течение 4 мин. Исходное положение — лежа на спине. Сначала проводится поглаживание, затем — растирание. Массаж левой ноги: правая ладонь спиралеобразно движется по передней поверхности голени и бедра, левая — по задней поверхности с легким надавливанием и смещением кожи. При массаже правой ноги поменять расположение рук. Снова провести поглаживание и применить следующий прием — поперечное разминание одной или двумя руками, располагая пальцы обеих рук в одну сторону. Закончить массаж поглаживанием.

Упражнение 7. Рефлекторное ползание в течение 20 с.

Упражнение 8. Проводить массаж стоп в течение 40 с. Исходное положение — лежа на спине. Кроме поглаживания, проводится растирание: поддерживая стопу ребенка, большим пальцем проводить спиралеобразные растирания тыльной поверхности стопы снизу вверх, боковых поверхностей стопы и подошвы от пальцев к пятке и обратно. Завершить массаж поглаживанием стопы.

Упражнение 9 — присаживание. Исходное положение — лежа на спине. Вложить в ладони ребенка свои большие пальцы, отвести руки малыша в стороны и присаживать его до полуприседа. Повторить 4 раза.

Упражнение 11. Проводить массаж спины в течение 3 мин. Исходное положение — лежа на животе. Сначала проводится поглаживание спины, затем — растирание: спиралеобразные движения согнутыми пальцами обеих рук с опорой на большие пальцы вдоль позвоночника с обеих сторон. Снова — поглаживание, затем — разминание: кончиками пальцев сделать кожный валик между большим и остальными пальцами руки, продвигая его вдоль позвоночника снизу вверх. Закончить массаж поглаживанием спины.

Читайте также:  Вдох глубокий руки шире аккорды

Упражнение 12. Сгибание и разгибание рук. Исходное положение — лежа на спине. Обхватить кисти ребенка, поочередно сгибать и разгибать руки на уровне груди. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13. Сгибание и разгибание ног. Исходное положение — на спине. Попеременно сгибать и разгибать ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 6-8 раз для каждой ноги.

Упражнение 14. Проводить общий массаж в течение 1 мин. Исходное положение — лежа на спине. Выполнить поверхностное поглаживание рук, ног, живота, грудной клетки.

ЛФК-Гимнастика при рахите у детей

Рахит — это обменное заболевание, при котором наблюдается преимущественное поражение костей. Этому заболеванию, как правило, подвержены дети первых двух лет жизни. В возрасте 1-2 месяцев у ребенка обычно появляются первые симптомы рахита, а в 3-6 месяцев уже можно наблюдать развернутую клиническую картину этого заболевания. Такое заболевание, как рахит, можно встретить на всех континентах, но наиболее часто он встречается в северных странах, там, где люди испытывают недостаток солнечного света. И, соответственно, редко рахит встречается в жарких странах. Дети, которые родились осенью и зимой, болеют рахитом чаще и болезнь у них проходит тяжелее.
При рахите характерны изменения практически всех видов обмена веществ, а прежде всего расстройство фосфорно-кальциевого обмена, в результате чего происходит искривление и размягчение костей, которые сопровождаются разрастанием неполноценной костно-хрящевой ткани. Также при рахите возникает деформация опорно-двигательного аппарата, вследствие недостаточного поступления в мышцы богатых энергией фосфорных соединений (АТФ) поражается мышечная система, происходят нарушения кальциевого обмена. При начальных признаках заболевания у детей наблюдаются: беспокойство, повышенная возбудимость, вздрагивание, кожа ребенка покрывается красными пятнами. У ребенка отмечается «облысение» затылка, он начинает вертеть головой, у ребенка может ухудшиться сон. А также наблюдается повышенное потоотделение, имеющее характерный кислый запах, на коже появляется потница. При рахите характерными явлениями являются пониженный тонус мышц, появление запоров, вздутие живота, дряблость мышц. В период заболевания, как правило, наблюдается отсутствие костных изменений. Также при рахите, вследствие гипотонии дыхательных мышц и деформации грудной клетки, происходит нарушение функции дыхания. Таким образом, рахит характеризуется поражением не только костной системы организма, также при этом заболевании появляются нарушения в работе многих систем и органов, связанных между собой и определяющих тяжесть течения заболевания.
Основная причина возникновения рахита — это недостаточное поступление витамина D с пищей или недостаточное его образование под воздействием ультрафиолетовых лучей. Также к развитию рахита у ребенка могут привести следующие факторы, которые могут наблюдаться у его матери во время беременности и кормления грудью:
— токсикозы
— нерациональное питание
— несоблюдение режима дня
— тяжелые заболевания во время беременности
— осложнения во время родов.
Что касается ребенка, то с его стороны развитию рахита способствуют следующие факторы:
— неправильное вскармливание ребенка (дефицит белка, кальция, фосфора, витаминов)
— недостаточная двигательная активность ребенка, к которой приводят тугое пеленание, нерегулярное проведение гимнастики и массажа
— недостаточное пребывание ребенка на улице
— заболевания кожи, почек и печени.
Нередко рахитом страдают недоношенные дети, быстрорастущие, а также близнецы.
В первую очередь при рахите у ребенка наблюдается деформация черепа, а именно появляются теменные и лобные бугры, затылок уплощается, а закрытие родничка значительно задерживается. Если рахит у ребенка начал развиваться после 3 месяцев жизни, то самым основным его симптомом является деформация грудной клетки — на реберных костях образуются так называемые «четки» (на месте их перехода в хрящи). Вследствие чрезмерной податливости и мягкости ребер происходит неравномерное сужение грудной клетки: она сужается в верхнем отделе, а в нижнем — расширяется. А в более позднем возрасте, когда ребенок уже начинает ходить, у него искривляются кости голеней и развивается плоскостопие.
У детей, больных рахитом, нередко можно увидеть искривления позвоночника, которые проявляются кифозами грудного и поясничного отделов. Кроме позвоночника, при рахите серьезно страдает вся мышечная система, ведь из-за того, что организм мало вырабатывает вещества, необходимые для стимуляции мышечной системы, происходит общая гипотония мышц и они слабеют. Особенно резко выражается недостаточность мышц ног, ягодиц, живота и спины. Вот поэтому при рахите у детей часто бывают огромные, «лягушачьи» животы, а в результате ослабления связок суставы становятся неустойчивыми.
Дети, страдающие от рахита, сильно отстают от своих сверстников и в психомоторном развитии. Они позже начинают сидеть, держать голову, позже начинают стоять и ходить. Вот поэтому при лечении рахита немаловажное значение имеют прогулки, строгое соблюдение режима дня, закаливания, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапия. Особое внимание следует уделить массажу и ЛФК при детском рахите. Благодаря занятиям ЛФК (лечебная физкультура) и ЛГ(лечебная гимнастика) при рахите у детей, происходит нормализация психомоторного развития ребенка и значительно приостанавливается развитие костно-хрящевых деформаций.
Лечение рахита, как правило, является комплексным и предусматривает устранение всех факторов, которые предрасполагают к нарушению обмена кальция и фосфора, а также применение витамина D. Как уже было сказано выше, необходимо организовать для ребенка правильный режим дня с достаточным отдыхом, принимая во внимание возраст ребенка. Также большое значение имеет устранение различных раздражителей, таких, как яркий свет, шум и т.д. Ребенку необходимо побольше бывать на свежем воздухе, а также регулярно проветривать помещение, где он находится.
Если ребенок находится на грудном вскармливании, то в этом случае необходимо уделить достаточное внимание питанию матери. Ее пища должна быть разнообразной и содержать в достаточном количестве полноценные белки, жиры и углеводы, а также витамины, минеральные соли и микроэлементы. Ну а если ребенок находится на искусственном вскармливании, тогда необходимо подобрать адаптированную молочную смесь, которая максимально приближена к женскому молоку.
Ну и, конечно, обязательным при рахите является применение витамина D.
Надо отметить, что если лечение не будет начато вовремя, то в дыхательной и пищеварительной системах, а также в опорно-двигательном аппарате произойдут необратимые изменения. Поэтому очень важно как можно раньше приступить к комплексному лечению, куда входят лечебная физкультура, лечебная гимнастика при детском рахите и лечебный массаж при рахите у детей.
Особое внимание следует уделить лечебному массажу, благодаря которому активизируется обмен веществ в кожных покровах, который в свою очередь стимулирует выработку организмом витамина D. Поэтому применение приемов общего массажа актуально в любом возрасте и при любом течении заболевания. Методы проведения массажа и ЛФК при рахите у детей должны быть строго индивидуальными и назначаться в зависимости от тяжести и периода рахита, также нужно учитывать возраст и развитие ребенка. Так, в начальном периоде заболевания, занятия с ребенком, включающие специальные упражнения при рахите, должны быть построены на основе обычных возрастных комплексов.
Нужно учитывать тот факт, что ребенок, больной рахитом, быстрее устает, поэтому нагрузку можно уменьшить путем сокращения числа повторений каждого упражнения до 2-3 раз. Необходимо осторожно выполнять пассивные упражнения при детском рахите: нужно внимательно следить за тем, чтобы суставы не разгибались сильнее, чем положено.
В занятия лечебной физкультурой и гимнастикой обязательно нужно включать дыхательные упражнения при рахите у детей: для новорожденных они представляют собой легкие надавливания на грудную клетку, уже позднее — надавливания, которые сочетаются со скрещиванием рук и т.д. Необходимо учитывать тот факт, что больной ребенок чрезмерно возбудим, поэтому в массаж при рахите у детей надо ввести больше поглаживаний и значительно уменьшить, или даже совсем исключить, стимулирующие ударные приемы. В том случае, если ребенок быстро устает и капризничает во время занятий, комплекс упражнений при детском рахите можно разделить на несколько частей.

Читайте также:  Ощущение нехватки воздуха при вдохе и зевота что делать

Период обострения рахита у детей:
В период обострения рахита состояние ребенка сильно ухудшается. Ребенок становится беспокойным и сильно возбудимым или, наоборот, вялым и заторможенным.
В организме происходит нарушение деятельности всех органов и систем, слабость связочного аппарата и мышц становится ярко выраженной, образуются костные изменения. В этом периоде занятия гимнастикой при рахите и массажные приемы при рахите у детей нужно проводить очень осторожно. Одно занятие должно длиться не более 10-12 минут.
Упражнения при рахите у детей в период обострения выполняются в основном в положении лежа на животе или спине. Когда выполняются пассивные упражнения, следует быть очень осторожными из-за гипотонии мышц и разболтанности суставов. По возможности пассивные упражнения следует заменять упражнениями, которые основаны на врожденных рефлексах.
В качестве массажных приемов применяют только лишь поглаживание, которое успокаивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания. В связи с профилактикой изменения формы костей, ребенка надо часто перекладывать, не допускать, чтобы он долго находился в одном пложении. Ребенка, больного рахитом, необходимо выкладывать на живот как можно чаще, потому что в этом положении деформация грудной клетки исправляется, а мышцы туловища становятся значительно крепче. Если ребенок ослаблен и плохо удерживает головку, то ему под грудь надо положить валик из пеленки, сложенной в несколько раз.

Восстановительный период при рахите у детей:
Этот период характерен тем, что в нем увеличивается продолжительность и интенсивность занятий. Лечебная гимнастика при детском рахите уже проводится в пределах возрастного комплекса, но все же лучше ориентироваться на упражнения, которые рекомендуются для недоношенных детей.
Специальные упражнения при детском рахите восстановительного периода выполняются в горизонтальном положении. Наиболее эффективными являются упражнения, которые способствуют укреплению мышц живота, ног и спины. Очень хороший результат дают упражнения, выполняемые в воде и плавание.
Что касается массажных приемов, то, кроме поглаживания, применяются разминание и растирание, оказывающие на мышцы более сильное и ощутимое воздействие. При этом происходит повышение тонуса мускулатуры, благодаря чему нормализуется обмен веществ.

Остаточные явления при рахите у детей:
Даже после наступления выздоровления возможно наличие остаточных явлений рахита, которые выражаются в виде костных деформаций, а также небольшой задержки психомоторного развития. Этот период характерен тем, что лечебная гимнастика при детском рахите проводится из разных исходных положений. Широко используются специальные упражнения при рахите у детей, которые направлены на укрепление мышц живота, ног и спины, способствующие восстановлению двигательных навыков. Физическая нагрузка при выполнении комплекса постепенно приближается к нагрузке, которая рассчитана на здоровых детей.
В массажные приемы, кроме поглаживания, включаются стимулирующие приемы, которые призваны укрепить ослабленные мышцы. Особое внимание уделяется профилактике сколиоза, плоскостопия и деформации голеней.

Комплекс упражнений лечебной гимнастики при рахите у детей — занятия с ребенком 9-12 месяцев при остаточных явлениях рахита:
1. Самостоятельное разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди.
2. Самостоятельное разгибание и сгибание ног по очереди и вместе.
3. Круговое движение рук.
4. Самостоятельные повороты на живот (с игрушкой).
5. Массаж спины.
6. Подъем туловища из положения лежа на животе с поддержкой за локти до положения стоя на коленях или стопах.
7. Ползание на четвереньках за игрушкой.
8. Массаж живота.
9. Самостоятельный подъем прямых ног.
10. Скользящие шаги.
11. Приседание за разведенные руки (с кольцами).
12. Повороты туловища из положения сидя.
13. Подъем головы и верхней части туловища из положения на животе.
14. Наклоны туловища из положения стоя (с фиксацией коленей).
15. Упражнения для стоп.

Рахит можно предупредить еще до рождения малыша. Беременная женщина обязательно должна правильно питаться, в ее ежедневный рацион должно входить: не менее 0,5 литра молочных или кисломолочных продуктов, 150 граммов творога, 30 граммов сыра, 100 граммов рыбы. А также будущая мама должна как можно больше времени проводить на свежем воздухе, особенно это касается второй половины беременности.

Читайте также:
Adblock
detector