Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми I уровня доречевого развития, является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Учитывая то, что у детей с церебральной патологией с первых дней отмечается нарушение дыхания, проводят дыхательную гимнастику. После легкого поглаживания тела и конечностей ребенка логопед берет его кисти и, слегка потряхивая ими, разводит руки в стороны и вверх, слегка приподнимая при этом грудную клетку — вдох, затем, прижимая руки к туловищу, легко надавливает на грудную клетку — выдох. Упражнение проводится в течение 1 — 1,5 мин, по 2—3 раза ежедневно.
Дыхательные упражнения с детьми II уровня доречевого развития также направлены на увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией.
В этот период проводят пассивную дыхательную гимнастику с целью тренировки глубины и ритмичности дыхания. С ребенком старше 5 месяцев проводят следующие дыхательные движения:
2. Одновременно с поворотом головы ребенка в одну из сторон отводится в соответствующую сторону и его рука (вдох) (рис. 33). Слегка потряхивая руку и голову, возвращают их в исходное положение (выдох) (рис. 34). Эти движения способствуют выработке ритмичности движения и дыхания.
Разделы: Логопедия
Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Дизартрия у детей с церебральным параличом проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка.
При дизартрии наблюдается патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.
Чаще всего в нашей логопедической практике встречаются спастико-паретическая и смешанная формы ДЦП. При таких формах ДЦП наблюдается дыхание поверхностное, ключичное (в покое), а в речи – преобладает ключичный тип дыхания, вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Ребенку не хватает дыхания, чтобы закончить фразу. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Речевая фонация – голос тихий, слабый, иссякающийся по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый.
Логопедическая работа с детьми, имеющими церебральный паралич должна включать артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.
Цель артикуляционной гимнастики, с которой должно начинаться логопедическое занятие – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и фонации, так как при дизартрии наблюдается значительное снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений. Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.
Артикуляционная гимнастика проводится четко и неторопливо с соблюдением определенного ритма (под счет).
Примерные артикуляционные упражнения:
- Движения языка – часики; качели; облизывание верхней и нижней губ; щелкание языком и т.п.
- Движения губ – трубочка; улыбка; кружочек и т.п.
- Движения мягкого нёба – покашливание; зевота; глотание капель воды.
- Расслабление мышц шеи – опускание головы вниз; запрокидывание головы назад; повороты головы вправо-влево (можно сочетать с произнесением гласных звуков и-о-у-а-ы).
- Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания:
- произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко: а-о-у-ы-и;
- произнесение двух гласных на одном выдохе: а-э; о-у; у-ы; э-а-и;
- произнесение трех гласных на одном выдохе: а-э-о; о-у-и; а-э-ы; о-у-а;
- произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям: па-по-пу-пы-пэ; пап-поп-пуп-пып-пэп и т.д.
- произнесение слогов на одном выдохе: пап-пап; пап-пап-пап и т.д.
Таким образом, специфика проведение артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шёпотом, а в дальнейшем и с громким звуком.
После артикуляционной гимнастики проводится дыхательная гимнастика. Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Целями дыхательной гимнастики являются воспитание у ребенка навыков правильного дыхания, преодоление дыхательной недостаточности, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
- необходимо строго дозировать количество упражнений и темп их проведения;
- нужно следить за тем, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; перебор дыхания влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно;
- также нужно избегать больших задержек дыхания;
- ребенок не должен напрягать плечи, шею; упражнения направлены на развитие движений диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
- движения ребенок должен производить плавно, под счет.
Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями.
Цель статических дыхательных упражнений – выработка дифференцированного дыхания через нос и рот, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.
Упражнения включают дутье на вату, воду, песок, надувание мыльных пузырей, шаров, игре на детской дудке, свирели, губной гармошке (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетические ощущения давно утраченного звука).
Далее длительно произносятся гласные (шепотом и громко):
Можно добавлять глухие и звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах (шепотом и громко):
Так в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.
Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через нос и рот. Эти упражнения подготавливают аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.
Для того, чтобы ребенку было интересно, можно поиграть в магазин:
– понюхать цветок, флакон духов, коробочку с кофе, шоколад и т.д. – тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаха).
Тренировку ровного, медленного выдоха осуществляем на задувании: свечи (можно с голосом задувать свечу – фу! фу! фу!), ватного мячика (игра в настольный футбол), бумажного самолетика, бабочки, повешенных на ниточках и т.п.
Тренировку продолжительного, сильного выдоха осуществляем при произнесении звука с-с-с-с – имитация насоса.
Для разнообразия в логопедической работе можно использовать песок:
После статической дыхательной гимнастики выполняются упражнения динамической дыхательной гимнастики.
Динамические упражнения связаны с ходьбой (в нашем случае это не всегда возможно, поэтому ее имитацией), движениями рук и ног, туловища.
Динамические дыхательные упражнения:
- Поднять руки вверх – вдох, опустить руки выдох.
- Поднять руки на затылок – вдох, опустить – выдох.
- Наклоны головы попеременно к левому плечу – вдох, голова прямо – выдох, к правому плечу – вдох, прямо – выдох.
- Поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение утрированного звука УФ.
- Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть в ладоши – вдох, опустить руки – на выдохе АХ, УХ, ОХ.
- Мяч подбросить вверх с произнесением слов УХ.
- Одновременно с поворотом головы отводится рука (можно с мячом) – вдох, в исходное положение – выдох. Поворот головы – руки (с мячом) – вдох – выдох.
Упражнения включают произнесение звуков или коротких стишков одновременно с движениями рук, что способствует более длительному выдоху.
Из всех перечисленных упражнений составляется комплекс упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста, состояния речевой и голосовой функции. Дыхательная гимнастика должна проводиться в течение всего курса логопедических занятий.
По данным физиологии высшей нервной деятельности, в процессе дыхательной гимнастики происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса.
Таким образом, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции ребенка, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей наблюдается большая эффективность дыхательной гимнастики в связи с чрезвычайной пластичностью детского мозга. У них быстро создаются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливается нервная регуляция процесса дыхания. Занимайтесь с удовольствием!
Список используемой литературы:
Физическая реабилитация при ДЦП
Одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая, как правило, начинается еще в первые годы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. При этом применяют комплексы упражнений, направленные на две важные цели – не допустить ослабления и атрофии мышц вследствие недостаточного их использования и избегнуть контрактур
Лечебное плавание
Занятия по плаванию проводятся как для выполнения специальных коррегирующих упражнений, так и для обучения плаванию. К занятиям плаванием детей допускают с разрешения лечащих врачей – педиатра и невропатолога. Они же осуществляют и контроль. Занятия проводит методист ЛФК.
Основными средствами процедуры лечебного плавания являются: умеренные гипоксические нагрузки, массаж под водой, упражнения в воде и закаливающее действие воды.
Водная среда оказывает разнообразное и полезное влияние на организм человека. Раздражение, получаемое контактными рецепторами, поступает в центральную нервную систему и воздействует затем на весь организм. Наблюдается заметное улучшение нервно-мышечной координации, связанное с расслаблением мышц в результате действия разгрузочного фактора и мнимой утраты массы тела. Значительно улучшается пространственная ориентация отдельных частей тела относительно друг друга. Вследствие усиления раздражения расслабляется мышечное напряжение Термический фактор (теплопроводность воды почти в 30 раз выше, чем воздуха) тоже вызывает снижение мышечного напряжения и возбудимости нервной системы. Задачи упражнений выполняемых в воде:
улучшение общего физического состояния (главным образом в результате активизации систем кровообращения и дыхания);
повышение мышечной силы, за счет сопротивления водной среде;
улучшение координации движений (особенно взаимодействие дыхания с движениями рук);
расслабление патологически напряженных мышц в результате изменений в центральной нервной системе (так называемое спастическое напряжение);
облегчение обучения ходьбе в его начальных фазах;
достижение расслабляющего и психотерапевтического эффектов.
Для решения поставленных задач используют упражнения и игровые задания. Упражнения в воде проводятся с целью активизировать ребенка, увеличить двигательные возможности, обучить его новым движениям, выполнение которых затруднено на суше и выработать некоторые двигательные навыки. Упражнения подбирают в соответствии со степенью поражения, имеющимися двигательными навыками и состоянием тонических и установочных рефлексов. Возможен подбор упражнений воздействующих на отдельные мышечные группы и на организм в целом.
В зависимости от степени тяжести заболевания занятия проводятся индивидуально или малыми группами. Занятия лечебным плаванием проводятся 2 – 3 раза в неделю, по 25 – 30 минут нахождения в воде при температуре воды 29 – 30 °С. Перед входом в бассейн проводятся занятия на суше до 15 минут.
Лечебная верховая езда (иппотерапия)
В настоящее время все большую популярность у нас в стране и за рубежом приобретает лечебная верховая езда (ЛВЕ) как один из видов физического воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом, сколиозом). Лечебный эффект достигается расширением среды обитания ребенка-инвалида посредством выезда на природу; преодолением его изоляции и расширением круга общения как с больными, так и здоровыми сверстниками и взрослыми людьми; биомеханическим воздействием сокращающихся мышц тела лошади на организм ребенка, в плане активизации его метаболических процессов.
Иппотерапию относят к физиотерапевтическим методам лечения, а именно к лечебной физкультуре. По сути своей, иппотерапия является особой формой ЛФК. Но в качестве спортивного снаряда здесь выступает живая лошадь.
Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов ЛФК заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все мышцы своего тела, вырабатывая при этом мощный мышечный корсет, эффективно поддерживающий в правильном положении свой скелет..
Иппотерапия способствует активизации познавательных процессов. Необходимость постоянной сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации при верховой езде, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животными активизирует психические процессы, повышает способность к обучению, усвоению новых навыков и сведений. Расширяются представления ребенка, как о животных, так и о природе в целом.
Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде (ЛВЕ) и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.
Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обусловливает частичную (а в некоторых случаях необходимую) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.
Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:
- Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.
- Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
- Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.
- Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
- Разнообразие и новизна в проведении занятий (10 – 15% упражнений обновляются, а 85 – 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).
- Умеренность воздействия, т. е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.
- Соблюдение цикличности — чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.
- Учет возрастных особенностей.
Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде.Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.
Дыхательная терапия при ДЦП
При ДЦП на фоне нарушения двигательной функции происходит и нарушение дыхательной функции, что приводит к снижению снабжения кислородом тканей, особенно нервных и мышечных волокон. Практика показывает, что использование дыхательных упражнений способствует не только лечению основного заболевания, но и сопутствующих (ОРЗ, астма, аллергия, хронический бронхит и т.п.). Можно использовать дыхательные упражнения Стрельниковой, метод волевого регулирования глубины дыхания по Бутейко, дыхательная гимнастика Цигун и йогов.
Заниматься дыхательной гимнастикой с ребенком можно, начиная с 2-х лет, меняя с возрастом различные комплексы упражнений. Важно помнить о главной их особенности: терапевтический эффект возможен только через несколько месяцев каждодневных занятий.
Дата добавления: 2016-12-31 ; просмотров: 838 | Нарушение авторских прав