Дыхательная гимнастика для дцп детей

Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми I уровня доречевого развития, является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Учитывая то, что у детей с церебральной патологией с первых дней отмечается нарушение дыхания, проводят дыхательную гимнастику. После легкого поглаживания тела и конечностей ребенка логопед берет его кисти и, слегка потряхивая ими, разводит руки в стороны и вверх, слегка приподнимая при этом грудную клетку — вдох, затем, прижимая руки к туловищу, легко надавливает на грудную клетку — выдох. Упражнение проводится в течение 1 — 1,5 мин, по 2—3 раза ежедневно.

Дыхательные упражнения с детьми II уровня доречевого развития также направлены на увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией.

В этот период проводят пассивную дыхательную гимнастику с целью тренировки глубины и ритмичности дыхания. С ребенком старше 5 месяцев проводят следующие дыхательные движения:

2. Одновременно с поворотом головы ребенка в одну из сторон отводится в соответствующую сторону и его рука (вдох) (рис. 33). Слегка потряхивая руку и голову, возвращают их в исходное положение (выдох) (рис. 34). Эти движения способствуют выработке ритмичности движения и дыхания.

Разделы: Логопедия

Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дизартрия у детей с церебральным параличом проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка.

При дизартрии наблюдается патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Чаще всего в нашей логопедической практике встречаются спастико-паретическая и смешанная формы ДЦП. При таких формах ДЦП наблюдается дыхание поверхностное, ключичное (в покое), а в речи – преобладает ключичный тип дыхания, вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Ребенку не хватает дыхания, чтобы закончить фразу. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Речевая фонация – голос тихий, слабый, иссякающийся по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый.

Логопедическая работа с детьми, имеющими церебральный паралич должна включать артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Цель артикуляционной гимнастики, с которой должно начинаться логопедическое занятие – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и фонации, так как при дизартрии наблюдается значительное снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений. Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.

Артикуляционная гимнастика проводится четко и неторопливо с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

  1. Движения языка – часики; качели; облизывание верхней и нижней губ; щелкание языком и т.п.
  2. Движения губ – трубочка; улыбка; кружочек и т.п.
  3. Движения мягкого нёба – покашливание; зевота; глотание капель воды.
  4. Расслабление мышц шеи – опускание головы вниз; запрокидывание головы назад; повороты головы вправо-влево (можно сочетать с произнесением гласных звуков и-о-у-а-ы).
  5. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания:
  • произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко: а-о-у-ы-и;
  • произнесение двух гласных на одном выдохе: а-э; о-у; у-ы; э-а-и;
  • произнесение трех гласных на одном выдохе: а-э-о; о-у-и; а-э-ы; о-у-а;
  • произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям: па-по-пу-пы-пэ; пап-поп-пуп-пып-пэп и т.д.
  • произнесение слогов на одном выдохе: пап-пап; пап-пап-пап и т.д.

Таким образом, специфика проведение артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шёпотом, а в дальнейшем и с громким звуком.

Читайте также:  Как с помощью дыхания похудеть

После артикуляционной гимнастики проводится дыхательная гимнастика. Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Целями дыхательной гимнастики являются воспитание у ребенка навыков правильного дыхания, преодоление дыхательной недостаточности, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

  • необходимо строго дозировать количество упражнений и темп их проведения;
  • нужно следить за тем, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; перебор дыхания влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно;
  • также нужно избегать больших задержек дыхания;
  • ребенок не должен напрягать плечи, шею; упражнения направлены на развитие движений диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
  • движения ребенок должен производить плавно, под счет.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями.

Цель статических дыхательных упражнений – выработка дифференцированного дыхания через нос и рот, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, воду, песок, надувание мыльных пузырей, шаров, игре на детской дудке, свирели, губной гармошке (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетические ощущения давно утраченного звука).

Далее длительно произносятся гласные (шепотом и громко):

Можно добавлять глухие и звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах (шепотом и громко):

Так в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через нос и рот. Эти упражнения подготавливают аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

Для того, чтобы ребенку было интересно, можно поиграть в магазин:

– понюхать цветок, флакон духов, коробочку с кофе, шоколад и т.д. – тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаха).

Тренировку ровного, медленного выдоха осуществляем на задувании: свечи (можно с голосом задувать свечу – фу! фу! фу!), ватного мячика (игра в настольный футбол), бумажного самолетика, бабочки, повешенных на ниточках и т.п.

Тренировку продолжительного, сильного выдоха осуществляем при произнесении звука с-с-с-с – имитация насоса.

Для разнообразия в логопедической работе можно использовать песок:

После статической дыхательной гимнастики выполняются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения связаны с ходьбой (в нашем случае это не всегда возможно, поэтому ее имитацией), движениями рук и ног, туловища.

Динамические дыхательные упражнения:

  1. Поднять руки вверх – вдох, опустить руки выдох.
  2. Поднять руки на затылок – вдох, опустить – выдох.
  3. Наклоны головы попеременно к левому плечу – вдох, голова прямо – выдох, к правому плечу – вдох, прямо – выдох.
  4. Поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение утрированного звука УФ.
  5. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть в ладоши – вдох, опустить руки – на выдохе АХ, УХ, ОХ.
  6. Мяч подбросить вверх с произнесением слов УХ.
  7. Одновременно с поворотом головы отводится рука (можно с мячом) – вдох, в исходное положение – выдох. Поворот головы – руки (с мячом) – вдох – выдох.
Читайте также:  Кислородный баллон с маской для дыхания

Упражнения включают произнесение звуков или коротких стишков одновременно с движениями рук, что способствует более длительному выдоху.

Из всех перечисленных упражнений составляется комплекс упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста, состояния речевой и голосовой функции. Дыхательная гимнастика должна проводиться в течение всего курса логопедических занятий.

По данным физиологии высшей нервной деятельности, в процессе дыхательной гимнастики происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса.

Таким образом, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции ребенка, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей наблюдается большая эффективность дыхательной гимнастики в связи с чрезвычайной пластичностью детского мозга. У них быстро создаются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливается нервная регуляция процесса дыхания. Занимайтесь с удовольствием!

Список используемой литературы:

Физическая реабилитация при ДЦП

Одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая, как правило, начинается еще в первые годы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. При этом применяют комплексы упражнений, направленные на две важные цели – не допустить ослабления и атрофии мышц вследствие недостаточного их использования и избегнуть контрактур

Лечебное плавание

Занятия по плаванию проводятся как для выполнения специальных коррегирующих упражнений, так и для обучения плаванию. К занятиям плаванием детей допускают с разрешения лечащих врачей – педиатра и невропатолога. Они же осуществляют и контроль. Занятия проводит методист ЛФК.

Основными средствами процедуры лечебного плавания являются: умеренные гипоксические нагрузки, массаж под водой, упражнения в воде и закаливающее действие воды.

Водная среда оказывает разнообразное и полезное влияние на организм человека. Раздражение, получаемое контактными рецепторами, поступает в центральную нервную систему и воздействует затем на весь организм. Наблюдается заметное улучшение нервно-мышечной координации, связанное с расслаблением мышц в результате действия разгрузочного фактора и мнимой утраты массы тела. Значительно улучшается пространственная ориентация отдельных частей тела относительно друг друга. Вследствие усиления раздражения расслабляется мышечное напряжение Термический фактор (теплопроводность воды почти в 30 раз выше, чем воздуха) тоже вызывает снижение мышечного напряжения и возбудимости нервной системы. Задачи упражнений выполняемых в воде:

улучшение общего физического состояния (главным образом в результате активизации систем кровообращения и дыхания);

повышение мышечной силы, за счет сопротивления водной среде;

улучшение координации движений (особенно взаимодействие дыхания с движениями рук);

расслабление патологически напряженных мышц в результате изменений в центральной нервной системе (так называемое спастическое напряжение);

облегчение обучения ходьбе в его начальных фазах;

достижение расслабляющего и психотерапевтического эффектов.

Для решения поставленных задач используют упражнения и игровые задания. Упражнения в воде проводятся с целью активизировать ребенка, увеличить двигательные возможности, обучить его новым движениям, выполнение которых затруднено на суше и выработать некоторые двигательные навыки. Упражнения подбирают в соответствии со степенью поражения, имеющимися двигательными навыками и состоянием тонических и установочных рефлексов. Возможен подбор упражнений воздействующих на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

В зависимости от степени тяжести заболевания занятия проводятся индивидуально или малыми группами. Занятия лечебным плаванием проводятся 2 – 3 раза в неделю, по 25 – 30 минут нахождения в воде при температуре воды 29 – 30 °С. Перед входом в бассейн проводятся занятия на суше до 15 минут.

Лечебная верховая езда (иппотерапия)

В настоящее время все большую популярность у нас в стране и за рубежом приобретает лечебная верховая езда (ЛВЕ) как один из видов физического воспитания детей и подростков с ограниченными воз­можностями здоровья (детским церебральным параличом, сколио­зом). Лечебный эффект достигается расширением среды обитания ре­бенка-инвалида посредством выезда на природу; преодолением его изоляции и расширением круга общения как с больными, так и здоро­выми сверстниками и взрослыми людьми; биомеханическим воздей­ствием сокращающихся мышц тела лошади на организм ребенка, в плане активизации его метаболических процессов.

Иппотерапию относят к физиотерапевтическим методам лечения, а именно к лечебной физкультуре. По сути своей, иппотерапия является особой формой ЛФК. Но в качестве спортивного снаряда здесь выступает живая лошадь.

Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов ЛФК заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспе­чивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уров­не, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, паци­ент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить рав­новесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все мышцы своего тела, вырабатывая при этом мощный мы­шечный корсет, эффективно поддерживающий в правильном поло­жении свой скелет..

Читайте также:  Частое дыхание у ребенка и высокая температура

Иппотерапия способствует активизации познавательных процес­сов. Необходимость постоянной сосредоточенности, максимально воз­можной собранности и самоорганизации при верховой езде, потреб­ность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животными активизирует психические процессы, повышает способность к обучению, усвоению новых навы­ков и сведений. Расширяются представления ребенка, как о животных, так и о природе в целом.

Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде (ЛВЕ) и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.

Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обусловливает частичную (а в некоторых случаях необходимую) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.

Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:

  1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.
  2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
  3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.
  4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
  5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10 – 15% упражнений обновляются, а 85 – 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).
  6. Умеренность воздействия, т. е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.
  7. Соблюдение цикличности — чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.
  8. Учет возрастных особенностей.

Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде.Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

Дыхательная терапия при ДЦП

При ДЦП на фоне нарушения двигательной функции происходит и нарушение дыхательной функции, что приводит к снижению снабжения кислородом тканей, особенно нервных и мышечных волокон. Практика показывает, что использование дыхательных упражнений способствует не только лечению основного заболевания, но и сопутствующих (ОРЗ, астма, аллергия, хронический бронхит и т.п.). Можно использовать дыхательные упражнения Стрельниковой, метод волевого регулирования глубины дыхания по Бутейко, дыхательная гимнастика Цигун и йогов.

Заниматься дыхательной гимнастикой с ребенком можно, начиная с 2-х лет, меняя с возрастом различные комплексы упражнений. Важно помнить о главной их особенности: терапевтический эффект возможен только через несколько месяцев каждодневных занятий.

Дата добавления: 2016-12-31 ; просмотров: 838 | Нарушение авторских прав

Читайте также:
Adblock
detector