Лфк при бронхиальной астме комплекс упражнений

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

1. Восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

2. Уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

3. Активизация трофических процессов в тканях;

4. Обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

5. Обучение удлиненному выдоху.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

· дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

· дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

· упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;

· упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

· массаж грудной клетки и мышц предплечья.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений — 4-12/мин, темп медленный и средний.

3.2.1. Первый комплекс упражнений:

Условные обозначения, используемые в тексте: ИП — исходное положение; ТМ — темп медленный; ТС — темп средний.

1. ИП — лежа на спине, руки — на грудной клетке. На высоте вздоха сдавить грудную клетку руками. 5-7 раз.

2. ИП — лежа. По очереди сгибание ног. Выдох делать медленно. 3-5 раз.

3. ИП — лежа. Руки в стороны — вдох, обхватить себя — выдох. 3-6 раз.

4. ИП — сидя. Сгибание ноги — вдох; выпрямление — выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

5. ИП — сидя, руки в стороны. Повороты туловища влево — вправо. 5-7 раз.

6. ИП — сидя. Руки вверх — вдох, наклон вперед — выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

7. ИП — сидя, руки на поясе. По очереди выпрямление ног и рук. 5-7 раз.

8. ИП — сидя, руки на коленях. Отведение плеч назад — вдох; наклон вперед, плечи опущены — выдох. 4-6 раз.

9. ИП — стоя. Наклоны туловища влево — вправо. 5-7 раз.

10. ИП — стоя. По очереди отведение ног назад. 6-8 раз.

11. ИП — стоя. Руки вверх — вдох, на­клон туловища, руки опущены — выдох. 3-6 раз. Акцент на выдох.

13. ИП — стоя. По очереди отведение ноги и рук. 5-7 раз. Дыхание свободное.

14. ИП — стоя. Отведение рук и плеч назад — вдох, опустить голову и плечи — выдох. 4-6 раз.

15. ИП — руки в стороны. Наклоны вперед, руки скрестить — выдох. 3-5 раз.

16. ИП — сидя, руки к плечам. Отвести локти назад — вдох, наклон вперед, локти касаются грудной клетки — выдох. 4-6 раз.

17. ИП — руки на поясе. Наклоны влево — вправо. 5-7 раз.

18. ИП — стоя. Прогнуться — вдох, наклон вперед, руки расслаблены — выдох. 3-6 раз ТМ.

19. Ходьба по комнате или на месте 30-60 сек. ТС.

Примечание: кроме указанных упражнений, надо делать дыхательную гимнастику с выдохом через рот с одновременным произношением гласных <а, у, е, и , о) и согласных (р, ж, ш, з, с) или их сочетаний, например, "бре", "бри", "бру" и т. п. [11]

3.2.2. Второй комплекс упражнений:

· Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

· Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

· Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

· Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

· То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

· Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

· Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

· Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

· То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

· То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

· Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

· Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

Читайте также:  Первые признаки бронхита у взрослых

· Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

· Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

· Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать. [12]

3.2.3. Третий комплекс упражнений:

· Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

· Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

· Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

· Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

· То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

· Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

· Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

· Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

· То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

· То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

· Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

· Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

· Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

· Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

· Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать. [12]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Цели ЛФК

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Правила выполнения ЛФК

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Механизм действия ЛФК

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.
Читайте также:  Горчичники при обструктивном бронхите у взрослых

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

Комплекс упражнений ЛФК

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

Дыхательная гимнастика у детей

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Звуковая гимнастика

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

Физические упражнения рекомендованы при заболеваниях дыхательных органов. Они помогают улучшить кровообращение, ускорить доставку кислорода к бронхам, вывести мокроту, поднять общий тонус организма. ЛФК при астме нормализует количество кислорода во всех органах, учит больного управлению дыхательными циклами, стабилизирует нервную систему, помогая предотвратить приступы удушья. Упражнения способствуют улучшению самочувствия и качества жизни.

Задачи ЛФК при астме

Выполнение упражнений является частью комплексного лечения астмы. Специальные программы ЛФК предназначены для достижения следующих целей:

  1. Укрепление мышечного корсета, улучшение общего самочувствия.
  2. Формирование и регулирование физиологического ритма дыхания, улучшение вентиляции легких.
  3. Вывод лишнего воздуха из дыхательных путей, стабилизация состава крови.
  4. Расслабление мышц, участвующих в дыхании.
  5. Предотвращение аллергических дыхательных проявлений.
  6. Укрепление гибкости и упругости грудной клетки.

При развитой мускулатуре груди легче справляться со спазмами бронхов. Укрепление сосудов помогает улучшить питание кислородом всех органов и предотвратить приступы удушья. Среди задач ЛФК при бронхиальной астме – укрепление веры в собственные силы и снятие психосоматических причин астматических реакций.

Занятия физкультурой показаны в период между обострениями астмы, их цель – уменьшить число и выраженность приступов. Среди противопоказаний к упражнениям:

  • регулярные приступы удушья;
  • острые состояния с воспалением и температурой выше 38°;
  • кровотечения или опасность их возникновения;
  • злокачественные новообразования;
  • сердечная и дыхательная недостаточность (пульс – выше 120, дыхание – больше 25 в минуту).

Упражнения выполняются регулярно, прерываются только при ухудшении состояния. В комплекс ЛФК при бронхиальной астме входит дыхательная гимнастика, которую можно делать при любом состоянии, а также звуковая, тренирующая связки, как часть дыхательных органов.

Механизм действия ЛФК

Болезнь и затруднение дыхания ослабляют организм. Это еще больше вредит дыханию, так как отсутствие сильных мышц и слабые сосуды ухудшают поступление кислорода.

Специально подобранный комплекс упражнений ЛФК при бронхиальной астме укрепляет мышцы спины, груди, диафрагму. За счет этого увеличивается эластичность мускулатуры грудной клетки, пресса и объем легких.

Дыхательная гимнастика воздействует на бронхи – ускоряет кровообращение и процессы обмена. За счет этого уменьшается отек, улучшается отток жидкости, слизистые выделения быстрее покидают бронхи. Просветы между бронхиолами становятся шире, в легкие попадает больше кислорода. Частота дыхания нормализуется.

Звуковая часть гимнастики укрепляет другие части мышечного комплекса дыхательной системы. Колебания голосовых связок передается в дыхательный аппарат и грудные мышцы, что стимулирует вентиляцию альвеол и тренирует дыхание.

Повышение двигательной активности приводит к выбросу адреналина, поднимается тонус мышц всего организма, улучшается настроение. Во время занятий ЛФК пациент приобретает навыки диафрагмального дыхания, учится контролировать приступы, приобретает уверенность в себе.

Читайте также:  Классификация по степени тяжести бронхиальной астмы

Правила выполнения

На начальных этапах занятия рекомендуется проводить в присутствии специалиста ЛФК. После того, как все правила будут усвоены, можно переходить к самостоятельным тренировкам. Комплекс упражнений ЛФК при астме может дополняться и изменяться в сторону повышения нагрузок по мере укрепления мышц.

При самостоятельных занятиях следует придерживаться следующих правил:

  1. Занятия проводят в хорошо проветриваемом помещении с открытым окном или форточкой. Рекомендованы занятия на улице.
  2. Во время обострений занятия не проводят (дыхание чаще 25).
  3. При ухудшении состояния ЛФК прекращают.
  4. Упражнения выполняют регулярно, при плохом самочувствии перед занятиями по совету врача принимают бронходилататоры.
  5. В дополнение к ЛФК полезны плавание и пешие прогулки на свежем воздухе, лучше в парковой зоне.

При самостоятельных занятиях без контроля врача предварительно проверяют возможности больного, уровень его физического развития, чтобы правильно выбрать нагрузку.

Комплекс упражнений

Начальный этап занятий готовит пациента к более интенсивным нагрузкам, которые нужно будет постоянно увеличивать по мере готовности и укрепления мышечного корсета.

Первые 5-7 дней выполняется дыхательная гимнастика, которая учит контролировать дыхание.

Упражнения в положении сидя:

  1. Поза свободная, спина прямая. Вдох носом, более длинный выдох ртом. Кратность – 4-8 раз.
  2. На вдохе поднять одну руку вверх, задержка дыхания на 1-2 сек, выдох длинный – руку опустить. Повтор – другая рука вверх. Число повторов – 4-8.
  3. Сидя на стуле одновременно сгибать стопы и кисти в суставах. Выполнять 10-12 раз.
  4. Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 секунды, длинный выдох. Кратность – 6-8 раз.

Основной комплекс упражнений ЛФК при астме, стоя:

  1. При вдохе кисти фиксируют под мышками. На выдохе – поднимают вверх и опускают. 6-8 повторов.
  2. На вдохе руки поднимают вверх, при выдохе – наклон корпуса влево вместе с руками. Возврат в исходное положение, повтор – в другую сторону. 6-8 повторений.
  3. Вдох носом, на выдохе наклон корпуса вправо, рука движется вниз по ноге. Возврат в исходное положение. Повтор – влево. 6-8 раз.
  4. На вдохе поворот корпуса влево с одновременным разведением рук в стороны, ладони вверх. На выдохе – возврат в исходное положение. 6-8 повторов.
  5. На выдохе ногу сгибают в колене и поднимают к груди, на вдохе опускают и встают прямо. 6-8 раз.

Упражнения ЛФК сопровождаются дыхательной и звуковой гимнастикой. Разработано несколько видов дыхательных практик – метод Стрельниковой, Бутенко, которые улучшают вентиляцию легких, снимают спазм бронхов. Многие выбирают дыхательные упражнение из йоги.

Разогреть мышцы перед тренировкой помогает массаж или простое растирание груди. Правила проведения дыхательных упражнений:

  • не выполнять на холоде;
  • задержка дыхания не больше 5-7 секунд;
  • не увеличивать рекомендованную врачом нагрузку.

Результатом дыхательных занятий не должно быть удушье и затруднение дыхания.

Особенности дыхательной гимнастики для детей

Дыхательные упражнения полезны всем детям, а ребенку с астмой они необходимы. С детства полезно закрепить навыки правильного дыхания, которые не только облегчат течение астмы, но и помогут правильно говорить.

Вместе с дыхательной и звуковой гимнастикой они позволяют укрепить мышцы груди и дыхательных путей. У самых маленьких уходит больше месяца, чтобы полностью освоить выполнение комплекса.

Основные особенности занятий с детьми:

  1. Ребенку нужно объяснить, зачем проводится зарядка, зафиксировать в его сознании, что ему лучше после упражнений.
  2. Проводить занятия в удобное время, когда он не устал, не хочет есть или спать.
  3. Придумывать упражнениям интересные названия, увлекая ребенка игрой.
  4. Следить, чтобы он во время выполнения не двигал плечами, корпусом, не напрягал ненужные мышцы и не надувал щеки.
  5. Научить правильному методу речевого дыхания – короткий вдох носом, более длинный выдох через рот.
  6. Упражнение повторяют 4-6 раз, не больше.
  7. Задания нужно менять, чтобы сохранять у ребенка интерес.
  8. Упражнения легче выполнять под счет или с музыкой.
  9. Нельзя заниматься дыхательной зарядкой при насморке или общем недомогании.

Одним из основных правил является регулярность занятий, нужно находить время, чтобы заниматься каждый день, прерываясь только на время болезни.

Перед занятием нужно заготовить кусочки ваты, стакан с водой и соломинкой и использовать их для тренировки дыхания. Подручные средства будут разнообразить занятия, сделают их менее скучными. Ребенок, тем не менее, должен понимать, что это не игра, а серьезное дело, которое ему поможет легче дышать.

Дыхательные занятия у детей улучшают функции бронхов, формируют носовое дыхание, улучшают обменные процессы, успокаивают нервную систему, борются с деформациями позвоночника и грудной клетки.

Звуковая гимнастика

Упражнения на дыхание с одновременным произнесением звуков называют звуковой гимнастикой. Вибрация голосовых связок передается на горло и дальше на дыхательную систему, тренируя мышцы.

Правила звуковой гимнастики:

Такие занятия проводят коротким сеансом 2-3 минуты по несколько раз в день.

ЛФК при бронхиальной астме учит контролировать состояние, развивает и укрепляет мышцы, улучшает вентиляцию легких. Регулярные занятия, пешие прогулки поднимают и общий тонус организма, заряжают энергией. ЛФК повышает устойчивость нервной системы, ведь при астме многие обострения провоцируются нервными срывами.

Сочетание медикаментозного лечения с физиопроцедурами и ЛФК делает лечение астмы более успешным. Правильный выбор нагрузки, регулярное выполнение физических и дыхательных упражнений помогают избежать приступов, облегчают течение болезни.

Читайте также:
Adblock
detector